- Милиция никакого такого права не имеет. Наша палата еще в феврале приняла решение, осуждающее подобную практику. В соответствии с Законом о милиции проверять документы можно лишь тогда, когда имеются достаточные основания подозревать граждан в совершении уголовного преступления или административного правонарушения. Да и законодательство Российской Федерации не обязывает граждан постоянно иметь при себе документ, удостоверяющий личность.
Все эти проверки - отголоски советского режима, когда существовала обязательная прописка по месту жительства. За нарушение режима прописки людей привлекали к административной и уголовной ответственности, это порой использовали для фабрикации дел против инакомыслящих.
- Слава Богу, это позади. Новая Россия простилась с советскими порядками...
- И одно из подтверждений - принятый 25 июня 1993 года Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства..." Позже, в 1996 и 1998 годах, Конституционный суд России неоднократно отменял региональные акты, ограничивающие права на свободу передвижения и выбор места жительства, подтверждал необходимость неукоснительного исполнения Закона 93-го года.
Раньше для прописки необходимо было получить разрешение милиции. Теперь введена тегистрация. Причем по принципу не разрешительному, а уведомительному. Это значит, что разрешения получать не надо. Достаточно обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением, предъявить паспорт и документ, являющийся основанием для вселения, - ордер, договор, заявление лица, предоставившего жилье. И все.
Более того, Конституционный суд указал, что это не право, а обязанность органов регистрационного учета -зарегистрировать гражданина, предоставившего нужные документы. Кстати, и Конституция РФ своей 27-й статьей подтвердила правомерность такого порядка.
- Выходит, власти некоторых регионов попросту игнорируют закон?
- К сожалению, да. Об этом нам пишут из многих областей. Чтобы не быть голословным, процитирую одно письмо:
"Я приехала в Санкт-Петербург с Западной Украины (там жила вместе с мужем - военнослужащим), потому что в школе перевели обучение на украинский язык и сын не мог с этим справиться. Живу в Петербурге уже пять лет, на следующий год сын закончит девять классов. Но меня предупредили: свидетельства об окончании ему не выдадут, так как у него нет прописки. Мы снимаем комнату, я берусь за любую работу, так как по специальности устроиться не могу все из-за той же прописки. Я русская, родилась в России, у меня дедушка - Герой Советского Союза. Почему же его внучка, его правнук должны так несправедливо страдать? И.Б."
Оригиналы этого и других писем находятся в архиве правозащитной ассамблеи, адресатам оказывается вся возможная помощь.
Недавно на заседании Палаты по правам человека приводились и другие вопиющие примеры, когда отказ в регистрации повлек за собой ограничение конституционных прав граждан на труд, образование, оказание медицинской помощи. В особо тяжелом положении оказываются беженцы и вынужденные переселенцы. Приведу еще одно письмо:
"В самый разгар боевых действий, еще в 95-м году, мы с трудом вырвались из войны ушли из Грозного пешком. Пробовали осесть в Краснодаре, Ставрополе, Ростове-на-Дону. Везде отказ в прописке или, как ее теперь называют, регистрации. Лишь в Липецке удалось получить статус вынужденного переселенца, но и там прописаться не смогли. Родился сын, он из-за последствий войны инвалид детства. Жена не может оставить его одного. Меня на работу не берут - нет регистрации. Перебрались к родителям в Воскресенский район Московской области - думали жить там. Но и здесь паспортный стол отказывает в регистрации, ссылаясь на недостаток площади у стариков, хотя по Закону о вынужденных переселенцах это не должно быть препятствием. Как жить, как прокормить жену и ребенка - ума не приложу. Г.З."
В тяжелейшем положении оказались многие граждане, покинувшие свой дом из-за межнациональных конфликтов или войны. Они годами мыкаются по всей России без жилья, не могут получить работу, поступить учиться, лишены даже возможности лечиться. И прежде всего из-за того, что их не регистрируют в органах внутренних дел, региональные власти не считают нужным исполнять Закон о свободе передвижения.
- Но в Москве проверки документов на улицах и ужесточение регистрации начались после страшных взрывов жилых домов. Естественно, власть должна принимать самые решительные меры для защиты своих граждан от терроризма, иначе - какая же она власть?
- Да, именно после взрывов в Печатниках, на Каширке были приняты постановления правительства Москвы об ужесточении регистрации, работе с беженцами и вынужденными переселенцами. Цели - благие. Но вот еще одно письмо:
"Я армянин, зарегистрирован по месту жительства в Перми и у родителей в Москве, где нахожусь уже несколько лет. 23 сентября я был около Савеловского вокзала. Мимо проходил наряд ОМОНа. И один из бойцов свистнул мне. Я не прореагировал, посчитав, что так подзывают скот, а не людей. Он догнал меня, попросил показать документы. Для удобства предложил пройти под ближайшую арку. Там порвал мой паспорт и начал избивать. Очнулся я весь в крови, пока добрался домой - уже поздний вечер. В районное отделении милиции обратился на следующий день, но заявления у меня не приняли. Теперь без паспорта, вообще не знаю что делать. Р.Н."
- Конечно, факт ужасный. Необходимо найти виновного и наказать. Ведь такие "бойцы" дискредитируют всю работу, в том числе и необходимые профилактические меры правительства столицы в связи с террористическими акциями...
- Все это так - кто спорит? Но любые меры не должны нарушать права законопослушных граждан, не должны выходить за рамки правового поля. Я уже не говорю о том, что все эти постановления как в Москве, так и в других городах принимались в нарушение общероссийского закона. Они к тому же не были опубликованы для всеобщего сведения и потому в соответствии со статьей 15-й Конституции не могли применяться. Да и борьбе с терроризмом это мало помогает. Проверки на улицах отвлекают работников внутренних дел от исполнения их прямых обязанностей, способствуют расширению мздоимства среди стражей порядка. Известно: нет у тебя регистрации, но сунешь сотню-другую - и отпустят.
Согласно опросам, которые проводила палата по правам человека, треть рабочего времени тратят на проверку документов граждан работники патрульно-постовой службы, а участковые инспектора - 10 процентов своего времени. По нашим данным, милиционерам даже дают своего рода план - сколько протоколов о нарушении гражданами правил регистрации они должны составить в течение дня. Подвалы, где хранилась взрывчатка, проверять не успевали, до мест, где скапливаются бомжи, беглые преступники, наркоманы, руки не доходили. Но вот остановить мирно идущего человека и, если при нем нет паспорта, отвести в милицию, - время находится. А о том, какая от этого "отдача", особо что-то не слышно...
- Все-таки хочу понять: может, потому не исполняется Закон о свободе передвижения, что он в чем-то несовершенен? И региональные власти принимают свои постановления, чтобы как-то подкорректировать в нем те статьи, с которыми не согласны?
- Да, они приводят свои аргументы, но не очень убедительные. Считают, что если будут регистрировать всех, не ставя никаких условий, в городах наступит анархия и беспорядок. Не могу с этим согласиться. Беспорядок возникает тогда, когда люди, не имея возможности зарегистрироваться и устроиться на работу, живут нелегально, прячутся от правоохранительных органов, добывают средства к существованию криминальным путем. Ведь законопослушным гражданам уведомительный порядок регистрации позволяет нормально жить, работать на законном основании и не зависеть от произвола и поборов чиновников любого ранга и любого ведомства.
Второй аргумент нарушителей Конституции: свободная регистрация будет способствовать росту преступности. Но позвольте заметить, криминальные элементы - гастролеры никогда не стремились засветиться в тех местах, где собирались промышлять. Конечно, если Закон о свободе перемещения будет соблюдаться, нет никакой гарантии, что они добровольно станут на регистрационный учет. Но зато их легче будет обнаружить, потому что Закон возлагает ответственность на тех, кто уклоняется от регистрации, и на тех, кто предоставляет жилье приезжим. Значит, это поможет контролировать тех, кто проживает нелегально. Таких станет на порядок меньше, чем теперь. Кстати, хорошо известно, что и сейчас любой желающий может стать "полноправным жителем" - зарегистрироваться за взятку, заключить фиктивный брак...
Наконец, третий аргумент. Крупные города не могут вместить всех желающих: инфраструктура не выдержит, наплыв приезжих ухудшит условия проживания коренных жителей. В связи с этим вот одно письмо:
"Я русский, приехал в Россию из Казахстана, жить там стало сложно - и решил вернуться на родину. Приехал в Екатеринбург, но на нормальную работу, которая засчитывалась бы в трудовой стаж, меня не берут - нет регистрации. Пробавляюсь случайными заработками, по существу работаю нелегально. А.С."
Сколько таких людей, вынужденных трудиться в теневой экономике, живут в российских городах. Между тем демографическая ситуация становится у нас все более напряженной: рождаемость падает, растет число нетрудоспособных. Столица, к примеру, не хочет регистрировать вынужденных переселенцев, хотя испытывает острый недостаток в медиках, учителях, водителях, других специалистах. Зачем же людей, которые хотели бы работать, нормально платить налоги, в том числе и городу, - выталкивать на обочину жизни? Они уже живут в крупных центрах, им некуда идти, но вынуждены прятаться от милиции, нелегально строят дачи "новым русским", ремонтируют квартиры, трудятся на подпольных предприятиях - по существу идут в рабство ради куска хлеба.
- Президент не раз говорил о том, что региональные законы должны быть приведены в соответствие с федеральными. Вероятно, это касается и всевозможных подзаконных актов о регистрации и беженцах?
- Безусловно. Законы Российской Федерации обязательны к исполнению в любом ее уголке. Все законы, во всех регионах. Без исключений.