Фирма, в которой я работаю уже год, специализируется на бизнес-сувенирах и подарках. Перочинный ножик с часовым табло, необычные обложки для документов, небольшая нефтяная вышка с краном, которую любят заказывать на дни рождения нефтяникам. У нас даже есть музыкальный автомат, на вид - копия тех, что стоят в американских барах. Знаете, в фильмах такие показывают: нажимаешь кнопку - и он играет мелодию. Все эти сувениры мы возим под заказ.
У нас небольшой штат: директор, администратор сайта и моя напарница Галя, которая тоже принимает заказы. Когда клиенты приходят в офис, они обычно уже знают, что будут брать, но любят осмотреть весь ассортимент. Это, разумеется, требует времени, поэтому мы и работаем вместе: пока одна проводит "экскурсию", вторая сидит на телефоне или принимает клиентов.
У нас есть демонстрационный зал, где выставлены все товары. Я люблю там бывать: под потолком висит макет самолета, в углу высится гигантский глобус, по всем полочкам стоят красивейшие и довольно редкие вещи. По крайней мере в свободной продаже таких не встретить. И вот теперь директор обвинил меня, что я продала сделанный под старину радиоприемник, дорогой глобус, показывающий время, и сувенирный дирижабль.
На самом деле все эти вещи я недавно перенесла в подсобное помещение. Пришли новые образцы подарков, их было некуда ставить. И я убрала глобус, радио и дирижабль, потому что они занимали много места, да и в зале были выставлены похожие сувениры. Я провела директора в подсобку и молча указала ему на товары. Он, видимо, стушевался, но извиняться не стал, сказал: "Почему не предупредили?!"
Я до сих пор не могу отойти от этой ситуации. Как можно, чтобы директор поверил каким-то слухам, не разобрался и вот так с порога начал предъявлять обвинения? Хотя я доказала свою невиновность, но как теперь работать с такими людьми? Если директор зашел в демонстрационный зал, не увидел там глобуса и дирижабля, проверил бухгалтерию и убедился, что они не были проданы, почему он не спросил у меня, где они? Почему нужно было сразу кидаться с обвинениями в воровстве? Почему он вообще подумал, что их могла украсть именно я? Или это моя напарница намекнула ему на факт воровства, чтобы избавиться от меня? Решила, что если будет сама принимать все заказы, то станет зарабатывать вдвое больше? Этот вариант кажется похожим на правду, но у нас с Галей всегда были нормальные рабочие отношения, так что подозревать ее без причин я не могу.
Я до сих пор не знаю, как себя вести. С Галей я не обсуждала ситуацию: если она непричастна к этой истории, то зачем ей знать, что меня обвиняли в воровстве? К директору идти не решаюсь. Что я ему скажу: "Игорь Леонидович, я хочу, чтобы вы передо мной извинились"? Он старше меня вдвое и строг, я даже боюсь представить его выражение лица, если скажу такое. Но и работать, зная, что меня могут снова обвинить в воровстве, не могу. Уволиться, что ли? Или уже пойти воровать, чтобы не зря обвиняли?
Мнение
Вера Елисеева, независимый HR-специалист:
- Ксении надо уходить из этой компании. Нельзя работать с людьми, которые не знают о презумпции невиновности. Если директор может огульно обвинить в воровстве, работать под его началом точно не стоит. Хорошо, что Ксения не проглотила обиду, а задумалась об уходе. Вообще заподозрить в воровстве может тот, кто сам способен украсть. Директор, конечно, не признается никому в таких мыслях, но каждый судит по себе. Так что пусть Ксения увольняется и ни о чем не жалеет.