Главная Культура 00:45 20 Марта 2015 2897
Прости, Матера, и прощай

Что оставляет нам Валентин Распутин в своем духовном завещании

Дмитрий Шеваров

Вот оно как получилось... Накануне 78-го дня рождения последнего классика русской литературы иркутяне привезли в Москву и представляли в редакции «Российской газеты» видео-книгу, снятую по знаменитой повести «Прощание с Матерой». Собравшиеся по такому поводу говорили о писателе и его творчестве в настоящем времени, а Валентин Григорьевич в эти самые часы уже уходил, отплывал от нас к иным берегам в московской больнице.

И таким особым, пронзительным смыслом наполнилось это негромкое событие. Хотя казалось бы: иркутяне прочитали «Прощание с Матерой» вслед за недавно нашумевшим в интернете проектом «Каренина. Живое издание», и со стороны можно было подумать, что это всего лишь повторение успешного предприятия. Но сейчас уже очевидно: и сам факт, и материал вырвались за узкие пределы того, что называется событием культуры. Повесть Распутина, вышедшая в свет почти 40 лет назад (в 1976-м в журнале «Наш современник»), оказалась острее и современнее всего, что публикуется сегодня, а получив такое поистине народное, многоголосое воплощение, она выглядит завещанием писателя с огромным нравственным авторитетом.

Прочитавшие повесть вслух друг за другом 345 волонтеров доносили к нам распутинское повествование не как давно отошедшую, многоуважаемую классику, а словно только что полученное письмо от стариков из зоны затопления Богучанской ГЭС. Но не только современные сибирские реалии делают «Прощание с Матерой» невероятно актуальным текстом. Образ уходящей на дно 300-летней сибирской деревни не может сегодня не проецироваться на Россию. И не ищите в моих словах политического подтекста! Я не о кризисе всего и вся сейчас говорю. Кризис — это как ледоход: он разворотит мосты, дороги, сомнет все на своем пути, но неизбежно завершится, сменится ровным течением жизни. А вот Россия крестьянская и Россия читающая — они, боюсь, уже не вернутся. Тихая гибель деревень и такое же тихое умирание библиотек имеют, похоже, одну причину: из них нельзя извлечь скорую прибыль.

Впрочем, в мегаполисах сейчас пытаются сделать из библиотек нечто вроде банно-прачечных трестов. Их заставляют приносить «пользу»: например, одну из маленьких библиотек в центре столицы обязали за год заработать 2 млн рублей... И в таежных далях — нечто подобное, но на другой аршин: бери гектар земли, хозяйствуй, извлекай прибыль — если, конечно, сможешь. Что-то есть во всем этом от жеста отчаяния. Так быстро и легко ломалось все, что складывалось десятилетиями и веками: уклад, человеческие и хозяйственные отношения, природа, могучая и беззащитная под натиском временщиков. А теперь стоим на пустыре и чешем в затылке: куда они вообще подевались — люди с душой и руками, растущими из правильного места? Впору вносить их в Красную книгу и оберегать с той тщательностью, какой ныне удостоены разве что уссурийские тигры...

...Начинал писать эти заметки, когда Валентин Григорьевич еще не ушел от нас, а завершаю в день его отпевания. И главная, бьющая в висок мысль этих дней: как обворованы поколения 20- и 30-летних — они не знают о Валентине Распутине ничего! Замечательные и прекрасно образованные (МГИМО, МФТИ, МГУ...) молодые люди, с которыми я говорил в эти дни, честно признавались: не читали, не слышали, не знаем. Что это, если не сигнал бедствия?

Да, есть ребята, которые читали Распутина по школьной программе и что-то запало им в душу, но они как белые вороны среди сверстников. Ведь у человека, прочитавшего Распутина и полюбившего его героев, меняется состав крови, состав мыслей, ткань души истончается. Ему больно и трудно жить в обществе, где превыше всего ценятся креатив и успешность, в стране, где недавно премьер Медведев посоветовал учителям приглашать в школы олигархов, чтобы они учили наших детей, как надо забираться на вершину сытости и довольства.

Я пошел прощаться с Валентином Григорьевичем, захватив с собой одну из его книжек — думал, в очереди перечитаю, поговорю с ним. А подошел к храму Христа Спасителя — одни солдатики-мальчишки да телевизионщики с камерами, как стая шумливых, взъерошенных грачей, сгрудились у входа. В храме — горсточка людей у гроба, и так каменно-одиноко, пустынно, горько. И секьюрити вежливо подталкивают: «Проходите, проходите...» Вышел на солнце будто оглохший, ослепший. И солнце показалось каким-то жестким. Только и света, что в Иркутске проводили иначе.

Вернулся домой, к своему любимому черненькому трехтомнику Распутина (изданному в смутном 1994-м с гениальным предисловием Валентина Курбатова) с до времени состарившейся, пожелтевшей бумагой. Почему-то этот зачитанный скромный трехтомник более всего напоминает мне самого Валентина Григорьевича.

Голоса

Мария Рыкова, волонтер (в прошлом году переехала в Иркутск по программе переселения из зоны затопления БоГЭС)

— Я переселенка из затопляемого поселка Кеуля. Читала «Прощание», и слезы наворачивались. Для меня это не только литература — это моя жизнь. Свой дом, в котором я выросла, точнее, то, что от него осталось, я увидела совсем недавно, приехав в родные места. Его разобрали, оставили только печку, на которой видны еще наши детские рисунки — мы в детстве любили разрисовывать ее белые бока. Дом не затопит — он стоял на самом высоком месте в деревне, на горе, но вокруг будет вода.

Роман Сенчин, писатель, автор романа «Зона затопления»

— В литературе есть такое понятие: тема закрыта. Но и сегодня происходит то, что давно оплакано литературой: При встрече с Валентином Распутиным я спросил: «Можно ли писать о новой ГЭС, о новом водохранилище?» Он в ответ: «Писать необходимо». Жаль, мы все чаще собираем память о том, чего уже не вернешь.

Владимир Толстой, советник президента по культуре

— Чтение вслух — это совершенно особое явление, когда ты делишься с людьми тем, что любишь в литературе. Как замечательно, если бы вологжане вот так же вслух прочли бы «Привычное дело» Белова, в Краснодаре бы прочитали все вместе «Мой маленький Париж» Лихоносова, а в Красноярске — «Царь-рыбу». Большая литература делает нас ближе друг другу.

Алексей Варламов, писатель, ректор Литературного института имени Горького

— Говоря о «Прощании с Матерой», не могу не вспомнить потрясающего иркутского издателя Геннадия Сапронова. Он скоропостижно умер после поездки по Ангаре в зону затопления. Он, сильный и мужественный сибиряк, не перенес увиденного. Геннадий делал великое дело, донося до читателей произведения Астафьева и Распутина в лучшем художественном оформлении. Читая вслух такие книги, мы возвращаем себя в вертикальное положение. Ведь в последние годы мы расползлись по горизонтали, погрузились в пучины быта. Вечный непобедимый распутинский листвень из «Матеры» — будем за него держаться и видеть небо.

Отец Евгений, настоятель Михайло-Архангельского Харлампиевского храма в Иркутске

— Эта боль в русском человеке — как совесть: либо она есть, либо ее нет. Мне кажется, что Валентин Распутин предоставляет возможность читателю самому искать средство для врачевания этой боли. И если средство находится, то тогда не зря трудился гений.

Валентин Курбатов, писатель

— Это по-человечески интересно и важно — услышать книгу из разных уст. Ведь на время чтения в нас бьется одно сердце. Думаю, те, кто читал вслух «Прощание с Матерой», теперь стали тайной родней и могут при встрече обняться. А тут еще такая литература! Валентин Распутин — из «долгих» художников, и теперь уже надолго вперед ясно, что он часть нашей духовной генетики и без него, без его книг мы русской нравственной истории не представим. И не читать его — значит, сознательно укорачивать свое сердце. Пока мы стыдимся своего прошедшего и переодеваемся в платье с чужого плеча, «Прощание» будет актуально, потому что душа-то в нас еще живая, ее, как старое платье, не сбросишь. И память свою долгую христианскую просто так не избудешь.

Старый литературовед Чичерин, оценивая язык «Прощания», писал: «Валентин Распутин заговорил с такой полыхающей, из недр русской деревни вынутой речью, что диву дались все читавшие и Глеба Успенского, и Льва Толстого, и Лескова, и Леонова, чувствующих глубоко и русскую деревню, и ее говор». Этот высокий ряд предшественников тут не случаен. Книга сразу вошла в национальное сознание как общее каждому сердцу явление, как наше прощание с какой-то огромной частью истории. И по сей день мы никак не найдем себе места — как выросший в деревне человек при переезде в город. Книга, как и все, что написал Валентин Григорьевич Распутин, будет еще долго болеть в нас, пока окончательно не «переедем»...

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9443
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7140
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?