Главная Культура 00:45 20 Марта 2015 2961
Прости, Матера, и прощай

Что оставляет нам Валентин Распутин в своем духовном завещании

Дмитрий Шеваров

Вот оно как получилось... Накануне 78-го дня рождения последнего классика русской литературы иркутяне привезли в Москву и представляли в редакции «Российской газеты» видео-книгу, снятую по знаменитой повести «Прощание с Матерой». Собравшиеся по такому поводу говорили о писателе и его творчестве в настоящем времени, а Валентин Григорьевич в эти самые часы уже уходил, отплывал от нас к иным берегам в московской больнице.

И таким особым, пронзительным смыслом наполнилось это негромкое событие. Хотя казалось бы: иркутяне прочитали «Прощание с Матерой» вслед за недавно нашумевшим в интернете проектом «Каренина. Живое издание», и со стороны можно было подумать, что это всего лишь повторение успешного предприятия. Но сейчас уже очевидно: и сам факт, и материал вырвались за узкие пределы того, что называется событием культуры. Повесть Распутина, вышедшая в свет почти 40 лет назад (в 1976-м в журнале «Наш современник»), оказалась острее и современнее всего, что публикуется сегодня, а получив такое поистине народное, многоголосое воплощение, она выглядит завещанием писателя с огромным нравственным авторитетом.

Прочитавшие повесть вслух друг за другом 345 волонтеров доносили к нам распутинское повествование не как давно отошедшую, многоуважаемую классику, а словно только что полученное письмо от стариков из зоны затопления Богучанской ГЭС. Но не только современные сибирские реалии делают «Прощание с Матерой» невероятно актуальным текстом. Образ уходящей на дно 300-летней сибирской деревни не может сегодня не проецироваться на Россию. И не ищите в моих словах политического подтекста! Я не о кризисе всего и вся сейчас говорю. Кризис — это как ледоход: он разворотит мосты, дороги, сомнет все на своем пути, но неизбежно завершится, сменится ровным течением жизни. А вот Россия крестьянская и Россия читающая — они, боюсь, уже не вернутся. Тихая гибель деревень и такое же тихое умирание библиотек имеют, похоже, одну причину: из них нельзя извлечь скорую прибыль.

Впрочем, в мегаполисах сейчас пытаются сделать из библиотек нечто вроде банно-прачечных трестов. Их заставляют приносить «пользу»: например, одну из маленьких библиотек в центре столицы обязали за год заработать 2 млн рублей... И в таежных далях — нечто подобное, но на другой аршин: бери гектар земли, хозяйствуй, извлекай прибыль — если, конечно, сможешь. Что-то есть во всем этом от жеста отчаяния. Так быстро и легко ломалось все, что складывалось десятилетиями и веками: уклад, человеческие и хозяйственные отношения, природа, могучая и беззащитная под натиском временщиков. А теперь стоим на пустыре и чешем в затылке: куда они вообще подевались — люди с душой и руками, растущими из правильного места? Впору вносить их в Красную книгу и оберегать с той тщательностью, какой ныне удостоены разве что уссурийские тигры...

...Начинал писать эти заметки, когда Валентин Григорьевич еще не ушел от нас, а завершаю в день его отпевания. И главная, бьющая в висок мысль этих дней: как обворованы поколения 20- и 30-летних — они не знают о Валентине Распутине ничего! Замечательные и прекрасно образованные (МГИМО, МФТИ, МГУ...) молодые люди, с которыми я говорил в эти дни, честно признавались: не читали, не слышали, не знаем. Что это, если не сигнал бедствия?

Да, есть ребята, которые читали Распутина по школьной программе и что-то запало им в душу, но они как белые вороны среди сверстников. Ведь у человека, прочитавшего Распутина и полюбившего его героев, меняется состав крови, состав мыслей, ткань души истончается. Ему больно и трудно жить в обществе, где превыше всего ценятся креатив и успешность, в стране, где недавно премьер Медведев посоветовал учителям приглашать в школы олигархов, чтобы они учили наших детей, как надо забираться на вершину сытости и довольства.

Я пошел прощаться с Валентином Григорьевичем, захватив с собой одну из его книжек — думал, в очереди перечитаю, поговорю с ним. А подошел к храму Христа Спасителя — одни солдатики-мальчишки да телевизионщики с камерами, как стая шумливых, взъерошенных грачей, сгрудились у входа. В храме — горсточка людей у гроба, и так каменно-одиноко, пустынно, горько. И секьюрити вежливо подталкивают: «Проходите, проходите...» Вышел на солнце будто оглохший, ослепший. И солнце показалось каким-то жестким. Только и света, что в Иркутске проводили иначе.

Вернулся домой, к своему любимому черненькому трехтомнику Распутина (изданному в смутном 1994-м с гениальным предисловием Валентина Курбатова) с до времени состарившейся, пожелтевшей бумагой. Почему-то этот зачитанный скромный трехтомник более всего напоминает мне самого Валентина Григорьевича.

Голоса

Мария Рыкова, волонтер (в прошлом году переехала в Иркутск по программе переселения из зоны затопления БоГЭС)

— Я переселенка из затопляемого поселка Кеуля. Читала «Прощание», и слезы наворачивались. Для меня это не только литература — это моя жизнь. Свой дом, в котором я выросла, точнее, то, что от него осталось, я увидела совсем недавно, приехав в родные места. Его разобрали, оставили только печку, на которой видны еще наши детские рисунки — мы в детстве любили разрисовывать ее белые бока. Дом не затопит — он стоял на самом высоком месте в деревне, на горе, но вокруг будет вода.

Роман Сенчин, писатель, автор романа «Зона затопления»

— В литературе есть такое понятие: тема закрыта. Но и сегодня происходит то, что давно оплакано литературой: При встрече с Валентином Распутиным я спросил: «Можно ли писать о новой ГЭС, о новом водохранилище?» Он в ответ: «Писать необходимо». Жаль, мы все чаще собираем память о том, чего уже не вернешь.

Владимир Толстой, советник президента по культуре

— Чтение вслух — это совершенно особое явление, когда ты делишься с людьми тем, что любишь в литературе. Как замечательно, если бы вологжане вот так же вслух прочли бы «Привычное дело» Белова, в Краснодаре бы прочитали все вместе «Мой маленький Париж» Лихоносова, а в Красноярске — «Царь-рыбу». Большая литература делает нас ближе друг другу.

Алексей Варламов, писатель, ректор Литературного института имени Горького

— Говоря о «Прощании с Матерой», не могу не вспомнить потрясающего иркутского издателя Геннадия Сапронова. Он скоропостижно умер после поездки по Ангаре в зону затопления. Он, сильный и мужественный сибиряк, не перенес увиденного. Геннадий делал великое дело, донося до читателей произведения Астафьева и Распутина в лучшем художественном оформлении. Читая вслух такие книги, мы возвращаем себя в вертикальное положение. Ведь в последние годы мы расползлись по горизонтали, погрузились в пучины быта. Вечный непобедимый распутинский листвень из «Матеры» — будем за него держаться и видеть небо.

Отец Евгений, настоятель Михайло-Архангельского Харлампиевского храма в Иркутске

— Эта боль в русском человеке — как совесть: либо она есть, либо ее нет. Мне кажется, что Валентин Распутин предоставляет возможность читателю самому искать средство для врачевания этой боли. И если средство находится, то тогда не зря трудился гений.

Валентин Курбатов, писатель

— Это по-человечески интересно и важно — услышать книгу из разных уст. Ведь на время чтения в нас бьется одно сердце. Думаю, те, кто читал вслух «Прощание с Матерой», теперь стали тайной родней и могут при встрече обняться. А тут еще такая литература! Валентин Распутин — из «долгих» художников, и теперь уже надолго вперед ясно, что он часть нашей духовной генетики и без него, без его книг мы русской нравственной истории не представим. И не читать его — значит, сознательно укорачивать свое сердце. Пока мы стыдимся своего прошедшего и переодеваемся в платье с чужого плеча, «Прощание» будет актуально, потому что душа-то в нас еще живая, ее, как старое платье, не сбросишь. И память свою долгую христианскую просто так не избудешь.

Старый литературовед Чичерин, оценивая язык «Прощания», писал: «Валентин Распутин заговорил с такой полыхающей, из недр русской деревни вынутой речью, что диву дались все читавшие и Глеба Успенского, и Льва Толстого, и Лескова, и Леонова, чувствующих глубоко и русскую деревню, и ее говор». Этот высокий ряд предшественников тут не случаен. Книга сразу вошла в национальное сознание как общее каждому сердцу явление, как наше прощание с какой-то огромной частью истории. И по сей день мы никак не найдем себе места — как выросший в деревне человек при переезде в город. Книга, как и все, что написал Валентин Григорьевич Распутин, будет еще долго болеть в нас, пока окончательно не «переедем»...

 

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5203
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4531
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...