Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман выступил с анализом программы Барака Обамы после переизбрания на второй срок. Эксперту особенно понравилось намерение поднять минимальную зарплату в США с 7,25 доллара в час до 9. Потому как чем богаче граждане, тем быстрее страна выберется из кризиса.
Основной положительный эффект Кругман видит в увеличении заработной платы самым трудолюбивым. «Это хорошая экономика и хорошая политика, — говорит нобелевский лауреат. — Результатом повышения минимального уровня зарплат становится только сокращение неравенства на рынке труда».
А что в России? Месячная минимальная зарплата в 5302 рубля, что по американским стандартам равнялась бы примерно 1 доллару в час, — почти на порядок меньше. Учтем, что производительность труда в России считается ниже американской всего в
Точно не потому, что власть обеспокоена гипотетическим снижением занятости — она в России держится на высоком уровне. В конце прошлого года президент Владимир Путин отметил, что уровень общей безработицы за год снизился с 6,6 до 5,4% — в США и Европе о таком даже мечтать не могут. И также не потому, что у государства или у бизнеса нет денег — полуторатриллионные расходы на Олимпиаду в Сочи и нынешнее увеличение числа российских миллиардеров до 131 (новый рекорд!) свидетельствуют об обратном.
Разумеется, не всем согражданам недоплачивают. В Росстате подсчитали: средний официальный доход чиновников в РФ в 2012 году составил 57,9 тысячи рублей — на 112,5% больше, чем годом раньше. То есть увеличение — более чем вдвое. Между тем зарплаты простых граждан России выросли за тот же год лишь на 14% — до 26,4 тысячи рублей. Причем статистика считает у чиновников лишь белую зарплату, без откатов и взяток.
Много ли у нас этих людей? По подсчетам экспертов — более 6 млн. Плюс почти 5 млн людей в погонах, которым за прошлый год тоже увеличили денежное содержание — кому вдвое, кому даже вчетверо.
Хорошо платят топ-менеджменту. Так, в Иркутске среднемесячная зарплата управленцев держится на уровне 150 тысяч рублей, в Астрахани — 105, в Хабаровске — 90 тысяч. Это цифры должностных окладов, не включающие, как правило, всякие доплаты и бонусы. Тем временем среднемесячная номинальная зарплата угольщиков Кузбасса лишь в прошлом году превысила планку в 30 тысяч рублей. Во Владимире зовут рабочего в цех металлообработки (желательно с опытом) на 16 тысяч рублей в месяц. В Питере за аналогичную работу сулят 22 тысячи рублей «с возможностью сдельно заработать без ограничений».
Думаете, мало? А как вам такие объявления: грузчик — 35 тысяч, инкассатор — 30 тысяч, инженер — 13,5 тысячи, пожарный — 8,4 тысячи, слесарь КИПиА — 23 тысячи, младший воспитатель — 7,6 тысячи?..
В США такие зарплаты не только невозможны — они немедленно стали бы позором для работодателей. В 2010 году Барак Обама провел через конгресс закон Додда-Фрэнка, по которому компаниям предписано раскрывать соотношение между уровнем зарплат топ-менеджеров и рядовых работников. «Солнечный свет является лучшим дезинфицирующим средством, — сказал один из авторов законопроекта сенатор Роберт Менендес. — Раскрытие информации будет помогать справедливым зарплатам рабочих...».
К сожалению, в России, где разница доходов топ-менеджеров и рядового персонала порой отличается в тысячи раз, эти данные держатся в строжайшем секрете.
Надо ли удивляться, что подавляющее большинство населения нашей богатой страны бедно как церковная мышь? Что откладывать какие-то деньги на будущее удается лишь 30% россиян (данные ВЦИОМа). Что более 60% работающего (!) населения вынуждены тратить на еду около двух третей месячного заработка — тогда как в Европе на пропитание уходит от 13 до 20% зарплаты.
А теперь добавим сюда еще одну цифру: в России доля высококвалифицированных рабочих не превышает 2% — тогда как в Германии она по разным профессиям составляет 60% и более.
А что удивительного? Какая зарплата, такая и работа...