Газета «Труд», Агентство политических и экономических коммуникаций и Российский антикризисный форум представляют пятый, январский выпуск ежемесячного Рейтинга социальной ответственности российских компаний.
«Роснефть» — новичок в топ-5
Состав тройки лидеров рейтинга в последние месяцы остается практически неизменным. На первом месте — традиционно концерн «Газпром» (1). Лишь группа предприятий «Алроса» (2) в январе опередила «ЛУКОЙЛ» (3–4).
Однако в первую пятерку компаний с сильной социальной ответственностью ворвался новичок — «Роснефть» (3–4). Государственная нефтяная компания ранее не поднималась в исследовании выше
В Находке «Роснефть» ведет строительство жилого микрорайона с социальными объектами. Широко представлена в Приморье и социальная деятельность «Транснефти» (6–7). Помимо запущенных в декабре 2009 года объектов Восточного нефтепровода, предоставляющих местным жителям рабочие места, «Транснефть» также занимается и возведением жилья.
Продолжает удерживать высокие позиции Банк ВТБ (5). Это единственный представитель банковского сектора в рейтинге. Компания «Российские железные дороги» (9), несмотря на крушение «Невского экспресса», традиционно характеризуется как корпорация с высоким уровнем социальной ответственности. По итогам 2009 года РЖД направили на реализацию социальных программ 83 млрд. рублей.
Поднявшись на несколько позиций, в первую десятку рейтинга в январе попали производитель табака «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» (6–7) и пивоваренная компания «Балтика» (8–9).
Взлеты и падения
Накануне Нового года Сбербанк России (25) провел ряд благотворительных акций для детей. Тогда же банк ввел индивидуальные условия предоставления жилищных кредитов ветеранам Великой Отечественной войны. Вероятно, эти меры позволили Сбербанку улучшить свои позиции в рейтинге. Аналогичная динамика наблюдается у автомобильной компании «Форд Мотор Компани» (24).
Рост в рейтинге социальной ответственности демонстрируют металлурги и энергетики: «Металлоинвест» (14), Трубная металлургическая компания (21–22), «Башкирэнерго» (16–17) и концерн «Энергоатом» (16–17).
Противоположная тенденция характерна для двух представителей финансового сектора. Несмотря на то что
Резкое падение в рейтинге наблюдается и у продовольственной компании «
Из числа откровенных аутсайдеров удалось выйти сразу нескольким промышленным предприятиям: группе ТАИФ (47),
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), президент Российского антикризисного форума, кандидат исторических наук; Анна Маракушина, директор по исследованиям и медиапроектам АПЭК
Наш способ
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг социальной ответственности российских компаний, проводится методом закрытого анкетирования. В январе 2010 года в нем принял участие 31 эксперт: представители профсоюзов, объединений предпринимателей, экономисты, социологи, политологи, публицисты.
Экспертам задается следующий вопрос: «Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 социальную ответственность следующих российских компаний?» (Под социальной ответственностью понимается создание и сохранение рабочих мест, налоговая дисциплина, выполнение обязательств перед работниками, активная роль в поддержании региональной социальной инфраструктуры.)
Сначала каждый из экспертов оценивает социальную ответственность каждой из компаний, затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы). Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку социальной ответственности 75 крупнейших российских компаний. В список для экспертной оценки были включены компании, лидировавшие по объему реализации продукции в 2009 году.
Список экспертов
Исаев Андрей, председатель комитета