"Вервольф" дословно означает "вооруженный волк". Это имя подземной ставки, расположившейся под Винницей, дали не случайно. К символическим вариациям на волчьи темы Гитлер был неравнодушен. В молодости он носил псевдоним "Господин Волк". Имя Адольф с древнегреческого переводится как "сильный матерый волк".
О бункере "Вервольф" известно не так уж много. Немцы всеми силами постарались сохранить его тайны. Пленных, строивших логово, расстреляли и закопали неподалеку в огромном рве. Не пожалели и своих инженеров, проектировавших и осуществлявших строительство этого объекта. Похвалили их, наградили орденами, посадили в самолет, будто бы для отправки в Германию, а заодно погрузили в багаж мощную мину с часовым механизмом. Взрыв в воздухе не пощадил ненужных свидетелей...
"Вервольф" действовал с весны 1942 года до марта 1944 года, пока не был взорван и сожжен при отступлении. Все служебные квартиры на ставке "Вервольф" - это обычные коттеджи сборного типа. И только архитектура штаб-квартиры Гитлера отличалась от всех прочих. Запомним, ибо это очень важно: она объединяла в единое целое наземное помещение и глубокий подземный бункер с бетонными стенами и перекрытиями толщиной от 2,5 до 4 метров. Сегодня известно - это показало пробное бурение - что под "Вервольфом" расположено мощное плато гранита. Так что гитлеровский бункер, по сути, вмонтирован в камень.
Где же тут радиоактивная опасность? Дело в том, что камень, из которого строили гитлеровское логово, весьма коварный. Спектральные анализы свидетельствуют о наличии в нем очень активного радия. Это означает, что на открытом воздухе такие камушки никому не причиняют вреда. Гуляйте по ним, загорайте на прибрежных валунах - все великолепно. Но упаси Бог использовать этот камень в плохо проветриваемой квартире или того хуже - подвальном помещении под своим жильем. Опасность несет исходящий из камней тяжелый радиоактивный газ, радон - 222. Без цвета и запаха, в 7,5 раза тяжелее воздуха, он скапливается в закрытых помещениях, представляя собой немалую угрозу для здоровья его обитателей.
Есть ли доказательства, что радон мог повлиять на Гитлера, который провел в "Вервольфе" немало времени? Конечно, прямых свидетельств этому нет. Но некоторые сохранившиеся документы могут многое рассказать специалисту. Вот лишь некоторые факты.
"Лето 1942 года под Винницей было знойным, Гитлер очень страдал от жары". Эта фраза взята из показаний офицера Генара Бернера, служившего в охране "Вервольфа". А в жаркое время, как известно, эманация радона втрое активнее, чем в обычных условиях. Кроме того, доза облучения от радона в закрытом, непроветриваемом помещении гораздо выше. Прикинув температуру, которая могла быть в бункере и зная активность строительного материала, специалисты смогли подсчитать, что ПДК (предельно допустимая концентрация) радиоактивных веществ в гитлеровском подземелье превышала допустимую норму в пятьсот (!) раз.
Впервые Гитлер почувствовал себя очень скверно в июле 1942 года: болела голова, "скакало" кровяное давление, стали дрожать руки. Вскоре Гиммлер обронил такую фразу, запечатленную недремлющими "слухачами": "С начала войны фюрер постарел на пятнадцать лет". С тех пор эти слова не дают покоя медикам и историкам, пытающимся понять причины болезни.
Врачи наперебой ставят диагнозы: шизофрения, импотенция, некрофилия, паранойя. Но в 1996 году английский историк Дэвид Ирвинг изучил личные архивы доктора Морелля, лечившего Гитлера с 1937-го по 1945-й, и пришел к выводу, что пациент "А" (так значился Гитлер в медицинских картотеках) не был импотентом, не страдал какими-либо сексуальными отклонениями, не болел болезнью Паркинсона (дрожательный паралич), не был шизоидом или параноиком.
Какая же хворь преследовала фюрера? Ведь зимой сорок третьего он уже принимал по 120-150 таблеток в день и... продолжал катастрофически стареть. Очевидцы подмечали, что у Гитлера "становится более хриплым голос, нарушается чувство равновесия (на прогулках фюрер заваливается на бок), дрожат руки и ноги, ухудшается зрение, отекают голени".
"Адольфа преследуют мучительные головные боли, он мучается зубами. В сентябре с ним случился сердечный припадок, а в октябре понадобилась операция на голосовых связках, - пишет немецкий историк Альберт Цоллер. - Он лежит часами в глубокой апатии, занятый одной мыслью - шоколад и пирожные. Его страсть к сладкому приняла болезненный характер: он съедает до трех тарелок пирожных в день".
Профессора Винницкого медицинского университета по всем этим признакам диагностируют обычную старческую булимию ("бычий голод"). Получается, что Гитлер из-за чего-то "перепрыгнул" на много лет вперед в собственную дряхлую старость. Но когда эту "историю болезни" показали специалистам радиационной медицины, те, не сомневаясь, вынесли приговор - лучевая болезнь.
У Гитлера наблюдался еще один признак облучения - эйфория. Неадекватная оценка ситуации периодически возникает у облученных и характеризуется фразой "море по колено". Если в мае Гитлер получил смертельную дозу радиации, то первое состояние эйфории могло возникнуть уже в июле. Именно в это время Гитлер меняет план сражений. По первоначальному замыслу немецкая армия должна была последовательно наступать сначала на Кавказ, затем на Сталинград. Завоевав Кавказ и Сталинград, Гитлер хотел через Кавказ послать высокоподвижные соединения в Индию. В Берлинском архиве по сей день хранится этот план - "Директива-41".
Но в "Вервольфе" Гитлер пишет "Директиву-45", где захват Кавказа и захват Сталинграда рассматриваются одновременно. Дальнейшее известно: Сталинград стал поворотным пунктом войны и истории двадцатого столетия.
Кто же нанес Гитлеру этот коварный удар - судьба, природа? Но настораживает то, что западня "Вервольфа", похоже, предназначалась только одному человеку - фюреру. Из трех выступающих на поверхность бункеров "Вервольфа" один полностью экологически чист. Этот бункер для рядовых. Источающего радон гранита в его бетоне нет. Еще один вервольфовский бункер, тот, что в черте центральной зоны, предназначался для высших офицеров. Он сам по себе, ни с чьим жильем не связан, а потому хоть и с гранитом, но никому не опасен. И только один-единственный - именно бункер-квартира Гитлера! - максимально опасен.
Кроме того, именно на Гитлера скапливающийся радон должен был оказывать наиболее сильное влияние. Ведь, как известно, во время первой мировой войны он попал в газовую атаку, его дыхательные пути, слизистая оболочка были сильно обожжены, а потому более чувствительны к воздействию.
Что это - случайность или гениальный капкан, расставленный на хозяина "Оборотня", настолько ловко задуманный, что лишь через долгие годы дал поводы для подозрения?
"Вервольф" проектировали лучшие немецкие, итальянские и другие европейские специалисты. Среди них, конечно же, были знатоки горного дела, знающие о радиоактивной опасности, которую может таить гранитная порода. К тому же, как ни молода была наука радиология, она уже позволяла подсчитать концентрацию радия в камне. Может быть, проектировщики и замыслили этот коварный суд над Гитлером? Но сами или по чьей-то команде?
Косвенный намек подсказывает одна любопытная деталь - первоначально "Оборотень" строился совершенно в другом месте, а лишь потом был перенесен под Винницу. Как документально установлено, нынешнее его месторасположение подсказал не кто иной, как Герман Геринг. Кстати, в двадцати километрах - бывшая ставка самого Геринга. Но там, как и в большинстве помещений "Вервольфа", вместо коварного местного гранита используется исключительно безопасная морская галька, привезенная сотнями тонн издалека.
Мог ли быть Геринг автором хитроумного плана? Этого нельзя исключить. Геринг был "нацистом номер два" в третьем рейхе. О его характере можно судить по словам его двоюродного брата Герберта Геринга. Он говорил, что в Германе преобладали тщеславие, боязнь ответственности и полная неразборчивость в средствах: "Если надо, Герман пойдет по трупам". Известно, что Геринг не раз проворачивал за спиной Гитлера свои дела. Так, к примеру, он в тайне от фюрера вел переговоры с противником. Гитлер узнал об этом лишь в последние дни перед крахом. Он отдал приказ арестовать Геринга, лишить всех званий и наград... Впрочем, отношения между ними были испорчены много раньше. Может быть, именно Геринг, хотевший занять пост фюрера, и задумал опасную западню "Вервольфа"?
Это, конечно, только версия. Тайны "Оборотня" остаются. И вряд ли все они будут полностью разгаданы даже тогда, когда люди все-таки сумеют вскрыть бетонные завалы над подземной ставкой Гитлера в Виннице.