Распределение комитетов и руководящих постов в Государственной Думе и второго, и первого созывов проводилось в соответствии с так называемым "пакетным соглашением". И на этот раз после долгих консультаций и согласований такое соглашение было вроде достигнуто. Суть его в следующем: фракция или группа получает комитет или должность спикера в зависимости от числа входящих в нее депутатов. 16 человек оценивалось одним баллом, и это давало право на один комитет. Должность спикера - 2 балла. В минувший понедельник каждая фракция уже объявила комитеты, на которые она претендует. Конечно, была большая конкуренция на базовые комитеты, шел фактически последний этап торга, когда конкретные личности возможных председателей имеют значение для достижения компромисса.
Но неожиданно во вторник эта традиционная процедура была нарушена, когда было заявлено, что спикера будут избирать не тайным голосованием и не в "пакете", как это было вроде бы согласовано. Формально нарушения регламента не было, просто было проигнорировано мнение думского меньшинства - около трети всех депутатов.
Практически, как утверждает депутат Владимир Лысенко ("Регионы России"), пять фракций и депутатских групп - "Единство", "Народный депутат", КПРФ, аграрии и ЛДПР - "забрали себе" все ведущие комитеты и должность спикера, оставив остальным четырем фракциям всего по одному комитету , что не соответствует ранее принятой балльной системе. В соответствии с ней даже самая маленькая фракция Жириновского имела право на один комитет. ЛДПР претендует на Комитет по информационной политике и, по мнению Лысенко, его получит. Фракция ОВР могла бы получить два или три комитета, "Регионы России" - два, "Яблоко" - Комитет по международной политике...