В минувшие выходные театр «Московская оперетта» представил одну из первых премьер начавшегося сезона – мюзикл «Джейн Эйр», созданный по мотивам одноименного романа Шарлотты Бронте. Трогательная история о сироте, оставшейся один на один с жестоким миром викторианской эпохи и прошедшей все жизненные испытания с правом на выстраданное счастье, хорошо известна нам по многочисленным экранизациям и выбрана театром неслучайно.
Композитор мюзикла Ким Брейтбург, известный на эстрадном поприще, в последние годы активно заявляет о себе и на театральных подмостках. Его мюзиклы «Голубая камея», «Дубровский», «Леонардо» идут в регионах и за рубежом: в Новосибирске, Красноярске, Оренбурге, Нижнем Новгороде, Минске… Стихотворные тексты в «Джейн Эйр» принадлежат давнему соратнику Брейтбурга – популярному поэту-песеннику Карену Кавалеряну, соавтор идеи либретто – известный театральный критик Елена Езерская.
В нынешней трактовке сюжет романа претерпевает изменения: появляются новые сюжетные линии и персонажи, переносятся смысловые акценты, в суровый викторианский сюжет вживляется некоторая мюзикловая легкость. Так, активным «делателем» сюжета становится Миссис Рид – тетка Джейн, мать ее недружелюбных кузин, которые вместе создают коалицию и плетут козни против бедной сироты, что так напоминает нам небезызвестную сказку о Золушке. Именно главная злодейка Миссис Рид инициирует сватовство своих дочерей к знатному и богатому Рочестеру. Именно она приводит в церковь в разгар венчания Рочестера и Джейн Мейсона – человека, который, раскрывая страшную тайну поместья Торнфильд, разбивает мечты влюбленных о счастье. Обновленная история ассоциативно отсылает нас и к сюжету мюзикла «Красавица и чудовище»: прекрасная Джейн попадает в логово мрачного Рочестера, где по ночам слышен зловещий мистический хохот в ансамбле с адской пляской, а готические своды словно шепчут о страшной тайне, узнать о которой придется Джейн и ценой своего счастья снять проклятие с обитателей старинного английского замка.
Мюзикл выстроен по законам жанра: здесь имеется и сквозное музыкальное развитие, и стилистическая многоплановость. Максимума патетики и трагизма авторам удается добиться в арии Джейн «Молчат колокола». Сентиментальной грустью пронизан дуэт слуг «Опустел наш дом…». Игорь Балалаев в роли Рочестера-аристократа трагичен и ироничен одновременно. Его ария «Каждый в этом мире одинок» проникнута философской лирикой и мрачными раздумьями. Монолог Мейсона, являющегося, подобно Каменному гостю, на бал у Рочестера, стилизован под старинную английскую балладу. Триада мачехи Рид и сестёр (Вита Пестова и Марина Торхова), напротив, решена в нарочито водевильном ключе. Чего только стоит ария мести миссис Рид с саркастическим текстом «Ах, бедная овечка…». Роль главной злодейки исполняют Елена Сошникова – характерная актриса с отчетливым комическим даром – и Наталия Сидорцова, делающая ставку на возможности и эффекты вокального исполнения.
Художник-постановщик спектакля Вячеслав Окунев нашел высокотехнологичное решение, состоящее в многоплановой видеопроекции с помощью 3D-графики, рисующей образы старой Англии. Готические соборы и замки, парки и старинные улочки то всплывают «карандашными» зарисовками, то разливаются во всем многоцветии живописной палитры и анимационных находок.
Режиссуру Алины Чевик не назовешь радикальной, но мюзикл – не тот жанр, где режиссерские новации нужны позарез: здесь за них работают острый сюжет и качественная музыка. В этом отношении новый спектакль, надеемся, окажется конкурентоспособным на бойком столичном рынке музыкальной драматургии.