Арест счетов российских госучреждений судебными исполнителями в Бельгии и во Франции в связи с делом «ЮКОСа» подрывает саму идею международного экономического сотрудничества на континенте. А уж предполагать в этих условиях какую-то нормализацию нашего с Западом диалога совсем трудно. К тому же столь неприкрытое вмешательство политики в экономику выводит Евросоюз из зоны правовой защищенности для российских (и любых других неугодных Западу) компаний и организаций, связанных с госсобственностью.
Вчера помощник президента России Андрей Белоусов заявил о намерении России «оспаривать эти решения и по Франции, и по Бельгии, по всем странам». Но игры по честным правилам от ЕС вряд ли стоит ожидать. Даже не слишком искушенным в политике людям очевидно: нынешняя акция — лишь звено в цепи других, задуманных для наращивания давления на Россию. И пусть в Совете Европы делают наивные глаза, отрицая связь между решением властей Бельгии и делом «ЮКОСа», а также жеманно рассуждают на тему «ничего личного — только бизнес»... Западные СМИ уже назвали такую «простоту» игрой в жмурки.
Журнал Forbes отмечает, что, хотя сумма, на которую могут быть заморожены активы, не так уж велика в глобальных масштабах, здесь важен сам прецедент. И без намеков понятно, что продолжение следует... Агентство Euronews цитирует российских представителей, обещавших ответить контрисками на судебный произвол, и приводит слова официального представителя Кремля, выразившего надежду, что, несмотря на произошедшее, нового витка эскалации действий России и Евросоюза друг против друга не будет. Но это, пожалуй, больше дань дипломатической вежливости.
А вот английский журнал Foreign Policy позволяет себе большую откровенность, рассуждая под заголовком «Европа наносит двойной удар»: «Бельгийский суд пытается наложить руку на российские активы по делу «ЮКОСа» десятилетней давности, в то время как Брюссель обновляет экономические санкции против Москвы до конца года. В этот тяжелый для Москвы день вслед за объявлением о реализации на территории Бельгии иска на 1,6 млрд евро Европейский союз смог преодолеть внутренние разногласия и решил сохранить давление на Кремль, продлив экономические и финансовые санкции до января следующего года».
Впрочем, едва ли Москва намерена подставлять другую щеку. Такие еврофокусы лишь усилят восточный акцент в российской геополитике.