В трудовом законодательстве никакого регламента проведения забастовки не прописано. Есть способы самозащиты сотрудников от невыполнения работодателем своих обязанностей. Поэтому голодовку можно считать одним из видов забастовки.
Понятно, что голодовка является крайней мерой. Просто выйти на улицу с транспарантами: "Работодатель, отдай деньги!" - это одно, а намеренное причинение вреда своему здоровью - совсем другое. По сути, если через профсоюз, трудовую инспекцию и прочие инстанции добиться, например, выплаты заработной платы не удается, людям приходится голодать.
Решение о проведении голодовки принимается на профсоюзном собрании или, если такого органа нет, на общем собрании работников предприятия. После принятия решения требуется уведомить об этом в письменной форме работодателя с указанием времени начала проведения акции. Люди должны начать голодовку не раньше чем через 10 дней с момента принятия решения и уведомления работодателя. Только тогда забастовка и голодовка будут признаны легальными. Также создается примирительная комиссия из представителей сотрудника и работодателя. В процессе проведения голодовки она продолжает работать и искать варианты решения сложившейся проблемы.
Работники должны уведомить трудовую инспекцию и органы местного самоуправления о том, что планируется голодовка. Кроме того, имеет смысл оповестить средства массовой информации. Очень часто именно присутствие журналистов помогает голодающим добиться своего. Работодатель стремится сохранить деловую репутацию. А то, что он, например, не платит зарплату по полгода, очень плохо влияет на его имидж.
Закон не предусматривает уведомление соответствующих медицинских органов, но я считаю, это нужно сделать. Сообщить в ближайшую поликлинику или станцию "скорой помощи" по месту проведения голодовки. Никто не хочет допустить смертельных исходов. Стоит помнить, что жизнь и здоровье работников находятся в ведении медицинских организаций.
Со стороны работодателя на голодовке могут присутствовать фиксирующие органы, которые будут следить за честностью проведения акции протеста. Кроме того, если вдруг выяснится, что работники втайне питаются, забастовка может быть признана незаконной, что, собственно, и нужно представителям организации.
Настоять на завершении голодовки могут и врачи, если здоровье или жизнь работников находится под угрозой. В любом случае хотелось бы надеяться, что люди не будут голодать только для того, чтобы работодатель начал выплачивать деньги. К сожалению, в нашей стране подчас по-другому добиться своего у работников многих предприятий не получается.
Павел Ламбров, адвокат коллегии адвокатов "Николаев и партнеры"