Главная Культура Афиша 00:37 19 Марта 2010 2297
«Труд» выбрал шесть главных проектов Московской «Фотобиеннале-2010»
Шесть главных проектов Московской «Фотобиеннале-2010»
Титоренко Елена

Реверансы Роверси

Итальянец Паоло Роверси, как и его коллега чех Роберт Вано, недаром прозван национальным представителем фэшн-декаданса. Глядя на исповедальные портреты моделей, вспоминаешь и классику кино, и графику японцев и Бердслея, и живопись модерна и ар-деко. Единственное, что невозможно, — использовать эти томные и загадочные образы как руководство к действию в сколько-нибудь практическом смысле. Хотя фотограф задействован и в рекламе, его уникальная ретроспектива в «Манеже» включает новый проект с россиянкой Владой Росляковой в главной роли, созданный специально для издания Martini Gold Collection. Вслед за этим первым показом, уже в апреле, Роверси приедет в Москву, чтобы лично представить новый том культовой книги Gold Collection.

С 18 марта до 27 июня в ЦВЗ «Манеж»

Эстафету — в надежные руки?

Самая шумная и пестрая часть фестиваля — отечественная. На главные роли выбраны классики фоторепортажа: Аркадий Шайхет, Александр Бородулин — наш ответ агентству «Магнум» — плюс актер-дипломат Юозас Будрайтис, а также фотохудожники Валерий Щеколдин и Андрей Безукладников. Кричать об униженных и оскорбленных сейчас моднее, чем рисовать светом портреты звезд. Эффектный контраст с бравурной хроникой Страны Советов эпохи «Большого стиля» от авангардиста Шайхета! Отдохнуть душой позволит Леонид Тишков, запустивший фирменную «Частную Луну» поплавать в небе над Парижем. Ну, а путешествие в реальную столицу Франции вас ждет на групповой выставке «Москва — Париж»: результаты стажировок французских и русских фотографов проходят по третьей главной теме фотофеста — «Перспективы».

Просто фотограф

В рамки другой темы — «Ретроспективы» — вписан масштабный показ автора, чье имя к концу ХХ века во Франции стало символом фотографии как таковой. Центральной фигурой фестиваля выступает великий Анри Картье-Брессон, знакомый нам с 1996 года: первый московский фотофест открывался снимками тогда еще живой легенды. С тех пор изменилось многое: фразу о «решающем моменте» не цитирует только ленивый, книга «Воображаемая реальность», изданная по-русски, превратилась в настольную у всех, мало—мальски всерьез взявшихся за камеру.

Сам же классик фоторепортажа ушел в историю. Экспозицию отца — основателя фотоагентства «Магнум» — фактически гвоздь сезона — МДФ назвал без пафоса, просто и строго — «Фотограф». Так же именуется выставка его вдовы, ученицы и прижизненного мэтра Мартины Франк, обладающей и собственным почерком, и бесспорными заслугами перед искусством. Упомянем хотя бы уникальный фотодокумент о парижской труппе Theatre du Soleil («Театр Солнца»): эта фотолетопись ведется с 1964 года, с рождения детища знаменитой Арианы Мнушкиной. Параллельно Мартина Франк сняла сонмы других деятелей искусства и сотни неповторимых ландшафтов. Обе ретроспективы размещены в Манеже, на главной площадке «Фотобиеннале», что дает основание считать их единой двухчастной выставкой в редком жанре диалога.

Анри Картье-Брессон, Мартина Франк. «Фотограф»

«Единственный компас фотографа — собственный глазомер»

Центральный Манеж с 19 марта

На грани нервного срыва

Меланхоличного Питера Линдберга, обладателя массы наград в сфере моды, упорно называют «поэтом гламура», будто не замечая антигламурной подоплеки многих его кадров. Скорее, это выдающийся стилизатор, художник-экспрессионист, умеющий и фотографируя моду, и, портретируя кинозвезд, находить ракурс искренности, столь ценимый human touch. В этом он талантливый ученик Хельмута Ньютона и Ричарда Аведона, хотя вряд ли обошелся без уроков Анри Лартига, Картье-Брессона и Роберта Мэпплторпа.

Когда он ставит стайку топ-моделей на фоне огромных шестеренок, жесткий металл промзоны эффектно подчеркивает хрупкость и грацию девичьих тел. Заставляя красавиц одеться в мужские костюмы и не мигая глядеть в объектив, он любуется их пластикой и доносит до нас смутный страх мужчины перед непознаваемой природой женщины — и беззащитной, и способной подавлять.

Питер Линдберг «Вторжение». «Кино»

ЦВЗ «Манеж» с 18 марта

Богемные кадры

С первых дней фотофеста, который постепенно заполнит 20 основных площадок столицы, директор Дома фотографии Ольга Свиблова окунула нас в гущу французской жизни. Началось путешествие не с Парижа, а с Арля — городка в Провансе, связанного с Гогеном и Ван Гогом, а также с одним из первых в истории всемирных фотофестивалей. Выставка «Сладкие сны памяти» — подарок самому влиятельному фотофестивалю Европы к юбилею.

Но поскольку 40 лет — все-таки не 100, атмосфера здесь не торжественная, а веселая и раскованная. Правда, зрителю нужно хоть немного подковаться, дабы не запутаться в именах и лицах: персонажи фотобогемы тут наравне с грандами, среди которых мелькают Шагал, Кокто, Раушенберг и Сезар, не говоря о фотомэтрах вроде Брассая, Робера Дуано и Хельмута Ньютона.

«Сладкие сны памяти»

К 40-летию «Фотографических встреч в Арле»

Государственный музей современного искусства с 11 марта

Чистый воздух промзоны

Именитая чета из Дюссельдорфа, завладевшая «Золотым львом» Венецианской биеннале-1990, была с юности увлечена не лицами или пейзажами, но сугубо промышленными объектами родной земли Зигерланд. Их «фишка» — холодновато-документальные, строго реалистичные, снятые фронтально «во весь рост» черно-белые виды немецких, бельгийских или британских мельниц, водокачек, элеваторов и доменных печей. Меж тем фиксация подобных сооружений — давно уже не мода, а серьезный тренд. Равнение на Бехеров держат знаменитости помоложе вроде Андреаса Гурски или привезенных в Москву Габриэле Базилико и Эльгера Эссера. «Индустриальные археологи» Бернд и Хилла Бехер

С 10 апреля Фонд культуры «Екатерина»

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 4062
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?