Реверансы Роверси
Итальянец Паоло Роверси, как и его коллега чех Роберт Вано, недаром прозван национальным представителем фэшн-декаданса. Глядя на исповедальные портреты моделей, вспоминаешь и классику кино, и графику японцев и Бердслея, и живопись модерна и ар-деко. Единственное, что невозможно, — использовать эти томные и загадочные образы как руководство к действию в сколько-нибудь практическом смысле. Хотя фотограф задействован и в рекламе, его уникальная ретроспектива в «Манеже» включает новый проект с россиянкой Владой Росляковой в главной роли, созданный специально для издания Martini Gold Collection. Вслед за этим первым показом, уже в апреле, Роверси приедет в Москву, чтобы лично представить новый том культовой книги Gold Collection.
С 18 марта до 27 июня в ЦВЗ «Манеж»
Эстафету — в надежные руки?
Самая шумная и пестрая часть фестиваля — отечественная. На главные роли выбраны классики фоторепортажа: Аркадий Шайхет, Александр Бородулин — наш ответ агентству «Магнум» — плюс актер-дипломат Юозас Будрайтис, а также фотохудожники Валерий Щеколдин и Андрей Безукладников. Кричать об униженных и оскорбленных сейчас моднее, чем рисовать светом портреты звезд. Эффектный контраст с бравурной хроникой Страны Советов эпохи «Большого стиля» от авангардиста Шайхета! Отдохнуть душой позволит Леонид Тишков, запустивший фирменную «Частную Луну» поплавать в небе над Парижем. Ну, а путешествие в реальную столицу Франции вас ждет на групповой выставке «Москва — Париж»: результаты стажировок французских и русских фотографов проходят по третьей главной теме фотофеста — «Перспективы».
Просто фотограф
В рамки другой темы — «Ретроспективы» — вписан масштабный показ автора, чье имя к концу ХХ века во Франции стало символом фотографии как таковой. Центральной фигурой фестиваля выступает великий Анри Картье-Брессон, знакомый нам с 1996 года: первый московский фотофест открывался снимками тогда еще живой легенды. С тех пор изменилось многое: фразу о «решающем моменте» не цитирует только ленивый, книга «Воображаемая реальность», изданная по-русски, превратилась в настольную у всех, мало—мальски всерьез взявшихся за камеру.
Сам же классик фоторепортажа ушел в историю. Экспозицию отца — основателя фотоагентства «Магнум» — фактически гвоздь сезона — МДФ назвал без пафоса, просто и строго — «Фотограф». Так же именуется выставка его вдовы, ученицы и прижизненного мэтра Мартины Франк, обладающей и собственным почерком, и бесспорными заслугами перед искусством. Упомянем хотя бы уникальный фотодокумент о парижской труппе Theatre du Soleil («Театр Солнца»): эта фотолетопись ведется с 1964 года, с рождения детища знаменитой Арианы Мнушкиной. Параллельно Мартина Франк сняла сонмы других деятелей искусства и сотни неповторимых ландшафтов. Обе ретроспективы размещены в Манеже, на главной площадке «Фотобиеннале», что дает основание считать их единой двухчастной выставкой в редком жанре диалога.
Анри Картье-Брессон, Мартина Франк. «Фотограф»
«Единственный компас фотографа — собственный глазомер»
Центральный Манеж с 19 марта
На грани нервного срыва
Меланхоличного Питера Линдберга, обладателя массы наград в сфере моды, упорно называют «поэтом гламура», будто не замечая антигламурной подоплеки многих его кадров. Скорее, это выдающийся стилизатор, художник-экспрессионист, умеющий и фотографируя моду, и, портретируя кинозвезд, находить ракурс искренности, столь ценимый human touch. В этом он талантливый ученик Хельмута Ньютона и Ричарда Аведона, хотя вряд ли обошелся без уроков Анри Лартига, Картье-Брессона и Роберта Мэпплторпа.
Когда он ставит стайку топ-моделей на фоне огромных шестеренок, жесткий металл промзоны эффектно подчеркивает хрупкость и грацию девичьих тел. Заставляя красавиц одеться в мужские костюмы и не мигая глядеть в объектив, он любуется их пластикой и доносит до нас смутный страх мужчины перед непознаваемой природой женщины — и беззащитной, и способной подавлять.
Питер Линдберг «Вторжение». «Кино»
ЦВЗ «Манеж» с 18 марта
Богемные кадры
С первых дней фотофеста, который постепенно заполнит 20 основных площадок столицы, директор Дома фотографии Ольга Свиблова окунула нас в гущу французской жизни. Началось путешествие не с Парижа, а с Арля — городка в Провансе, связанного с Гогеном и Ван Гогом, а также с одним из первых в истории всемирных фотофестивалей. Выставка «Сладкие сны памяти» — подарок самому влиятельному фотофестивалю Европы к юбилею.
Но поскольку 40 лет — все-таки не 100, атмосфера здесь не торжественная, а веселая и раскованная. Правда, зрителю нужно хоть немного подковаться, дабы не запутаться в именах и лицах: персонажи фотобогемы тут наравне с грандами, среди которых мелькают Шагал, Кокто, Раушенберг и Сезар, не говоря о фотомэтрах вроде Брассая, Робера Дуано и Хельмута Ньютона.
«Сладкие сны памяти»
К 40-летию «Фотографических встреч в Арле»
Государственный музей современного искусства с 11 марта
Чистый воздух промзоны
Именитая чета из Дюссельдорфа, завладевшая «Золотым львом» Венецианской биеннале-1990, была с юности увлечена не лицами или пейзажами, но сугубо промышленными объектами родной земли Зигерланд. Их «фишка» — холодновато-документальные, строго реалистичные, снятые фронтально «во весь рост» черно-белые виды немецких, бельгийских или британских мельниц, водокачек, элеваторов и доменных печей. Меж тем фиксация подобных сооружений — давно уже не мода, а серьезный тренд. Равнение на Бехеров держат знаменитости помоложе вроде Андреаса Гурски или привезенных в Москву Габриэле Базилико и Эльгера Эссера. «Индустриальные археологи» Бернд и Хилла Бехер
С 10 апреля Фонд культуры «Екатерина»