Главная Культура 16:26 19 Февраля 2020 2279
Садко. Удар по голове

Большой театр предпочел возвышающему обману низкую истину

Сергей Бирюков
Весь спектакль голос Аиды Гарифуллиной и она сама летали над сценой. Фото автора

«Садко» в Большом театре – думаю, тот редкий случай, когда явление академического ряда превзошло по обсуждаемости даже события популярной музыки. И мы понимаем – далеко не только потому, что великолепна сама опера Римского-Корсакова. В «норме» никакой композитор-классик по числу публичных упоминаний не сравнится, скажем, с раскрученным рэпером или поп-певцом. Поэтому, как бы мы ни относились к фигуре режиссера Дмитрия Чернякова, у которого с лихвой и фанатов, и хейтеров, никуда не деться от факта, что это его участие в постановке сделало ее сенсацией. А вот с каким знаком – попробуем разобраться.

Восторг и скандал – почти непременные спутники черняковских работ, начиная с «Жизни за царя» в Мариинке и «Евгения Онегина» в Большом. Кого-то восхищает откровенность, с которой режиссер отрабатывает свои собственные, часто травматичные отношения с жизнью, кто-то, подобно Галина Павловне Вишневской, приходит в негодование.

Но разве не тем же – проекцией своего «я» на канву произведения или, если угодно, проекцией произведения на это «я» – занимается всякий постановщик? Просто не всякий постановщик так отличен своей субъективностью, своим психотипом от «среднего» зрителя.

Черняков, по моему убеждению, отличен резко, разрывы жизни им воспринимаются в сто раз обостренней, чем это случается с большинством из нас. Аргумент? Ну посмотрите хотя бы в глаза человека, это же зеркало души. А если сочтете мой довод слишком шатким, вспомните спектакли – неврастеничных героев того же «Онегина». Поражение (а не победу) любви в «Руслане». Аутизм центрального героя «Сказки о царе Салтане». Убедительность? Для меня она во всех случаях разная, но художника судят по лучшему. А можно ли придумать лучше, остроумнее, чем, например, «похитить» куплеты Трике, передав их Ленскому и превратив в ядовито-ироническое славление развенчанной возлюбленной?

Но довольно истории, давайте наконец обратимся к «Садко». Хотя и за этой партитурой в жизни режиссера – уже довольно давний исторический шлейф: оказывается, Дмитрий хотел ставить ее еще в «руслановскую» пору, но тогда обстоятельства сложились не в пользу оперы-былины. Возможность пришла сейчас – но, между прочим, многие «руслановские» черты перешли и в «Садко». Это «над-оперная» мета-интрига, заданная разговорной кинозаставкой – в случае «Руслана» пари между Финном и Наиной, а в «Садко» – три микро-интервью героев, которые, каждый со своими проблемами, пришли в «парк исполнения желаний», то бишь на площадку квеста в надежде, что приключение здесь поможет пробить психологический и жизненный затор. У мужчины это боль от того, что его внутренний мир, «огромный как вселенная», никому не интересен, и нет успеха ни в деле, ни в отношениях с женщинами. У девушки, наоборот, вполне успешной это нехватка адреналина, которую она хочет восполнить любовной авантюрой. У зрелой женщины – отчаяние от того, что ее отношения с мужчинами неизменно оканчиваются крахом. И все трое, по условиям квеста, получают роли соответственно: Садко – гусляра и мечтателя, бросающего вызов новгородскому бюргерству; Волховы – обольстительной морской царевны; Любавы – постылой «бюргерской» жены Садко.

Чем фееричнее приключения, тем буйнее восторг главного героя. Фото предоставлено пресс-службой Большого театра

Дальнейшее – уже в русле собственно оперы. Театральность происходящего даже подчеркнута: в декорациях (часто беззастенчиво тряпичных, но это вполне в духе замысла) использованы мотивы всех главных «Садко», что когда-либо бывали в Большом, Мариинском, Мамонтовском и других известных театрах, с воспроизведением работ Рериха, Билибина, Федоровского… Иные сцены при этом выглядят до обидного скромно (горница Любавы), другие же роскошны до пародийности, как парад морских чуд в подводном акте.

Еще важнее, чем декорации, поведение героев. Садко в повседневном свитерочке (по-моему, он снял его с Гвидона из брюссельского «Салтана») впадает во все больший экстаз по мере того, как квест набирает фееричность, достигая кульминации в той самой подводной сцене. Волхова в пестром платье цветов морской зари непривычно легкомысленна, а то и вульгарна, пытаясь растолкать слишком робкого Садко. Разве что Любава почти такова, какой мы ее ожидаем увидеть, пусть и ходит в современных брюках, а заплаканные глаза скрывает за темными очками.

Ключ – в самом конце. Ну то есть в самом-самом. Наигравшись в любовь, Волхова деловито снимает с себя «морской» балахон, остается в дорожном платье и, прежде чем уйти с чемоданом за сцену, отыскивает Любаву, подводит к Садко и соединяет их руки. Здорово, да? Разлучница поняла, что должна отойти в сторону, утечь (стать рекой Волховой, столь нужной безречному прежде Новгороду)… Признаюсь, глаза в этот момент намокли.

Рано намокли. Потому что очнувшийся Садко, отпев с кислым видом дуэт со вновь обретенной женой, в последних тактах и не смотрит на нее, а только отчаянно бьет себя по голове. Приключение кончилось – а прояснилось ли в ней хоть что-то? Мы не знаем.

Стало ли хоть чуть-чуть больше тепла в сердце так спокойно покинувшей сцену Волховы? Тоже неизвестно.

Нашла ли корень своей боли Любава? Непонятно.

Можно возмущаться тем, что своим скепсисом Черняков «опустил» добрый сюжет Римского-Корсакова. Что иногда действовал и совсем против музыки, как в упомянутом дуэте супругов. Что образ Волховы им радикально «переинтонирован» и переведен из разряда корсаковских идеальных жертв (Снегурочка, Ольга, Марфа, Сервилия, Феврония) в строй манипуляторш-искусительниц (Шемаханская царица).

Но разве этот скепсис так уж беспочвен? Особенно если спроецировать его не только на тех, кто на сцене, но на нас, зрителей? Даже в первую очередь – на нас. Не пришли ли и мы в театр как в квеств надежде, что здесь прояснят наши души – и может, на пару-тройку часов их действительно прояснят, но уйдем мы домой, скорее всего, такими же, какими были, и завтра точно так же будем собачиться с ближними, обдирать бока в конфликтах с обществом… Искусство, даже самое прекрасное, бессильно гармонизовать жизнь за своими пределами.

Жестко – но разве не правда? И разве не имеет права высказать ее сегодняшний художник – после стольких-то веков «возвышающего обмана»?

Премьерной публике понравилось. Фото автора

Прошу прощения у исполнителей, что речь о них отодвинулась на самый край заметки. Вот это действительно несправедливо. По крайней мере в «моем» составе был отличный драматический тенор Наджмиддин Мавлянов – Садко. Изумительная, легко порхающая и своим сопрано, и дивно пластичной фигуркой Аида Гарифуллина – Волхова. И мощно-страстная в меццо-сопрановых причитаниях Екатерина Семенчук – Любава. И бравые заморские гости – Дмитрий Ульянов, Алексей Неклюдов, Андрей Жилиховский. Звонкий контратенор Юрий Миненко, которому по нынешней моде передали контральтовую партию гусляра Нежаты. Брутальный бас Станислав Трофимов – Морской царь. Добрый дедушка-баритон Сергей Мурзаев – Старчище Могуч богатырь.

Ну а стереофония хора, то гремящего на сцене, то таинственно приглушенного в закулисье; волшебство оркестра под началом дирижера гергиевской школы Тимура Зангиева… Мои самые искренние похвалы и поздравления!

Правда, всему этому, прямо скажем, далеко до пассионарности давней записи под управлением Николая Голованова с гениальным Георгием Нэлеппом в заглавной роли, с потрясающими «гостями» Марком Рейзеном, Иваном Козловским, Павлом Лисицианом... Магия той фонограммы неотразима даже сквозь шип старой пластинки. Но таких музыкантов, что записаны на ней, рождается несколько на столетие. Так что не будем злоупотреблять сопоставлением и поблагодарим нынешних исполнителей за бережное отношение к партитуре.

И все же, последовав примеру режиссера-постановщика, завершу не точкой, а вопросом. Поиски, эксперименты – все это прекрасно. Но представьте себе слушателя лет 12-14, который в первый раз приходит в оперный театр. Многое ли до него дойдет из замысла – нет, не Чернякова, а самого Римского-Корсакова?

И это не только про «Садко». Где сегодня в Москве (о других городах не говорю) послушать-посмотреть «Пиковую даму» не по Туминасу или Бертману, а по Чайковскому? «Кармен» по Бизе? «Травиату» по Верди?

Вы уверены, что этот молодой человек, крепко получив театральным авангардом по мозгам, не даст себе зарок: впредь в оперу – ни ногой?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9461
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7159
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?