Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), президент Российского антикризисного форума, кандидат исторических наук; Анна Маракушина, директор по исследованиям и медиапроектам АПЭК
Газета «Труд», Агентство политических и экономических коммуникаций и Российский антикризисный форум представляют шестой, январский выпуск ежемесячного Рейтинга социальной ответственности российских компаний.
В тройке лидеров рейтинга социальной ответственности вновь обновление: Банк ВТБ поднялся с пятого места и в январе занял третью строку рейтинговой таблицы. Только за декабрь 2009 года МВБ предоставил финансирование корпоративным клиентам и населению на общую сумму свыше 281 млрд. рублей.
Неизменным лидером рейтинга остается газовый концерн «Газпром» (1), на второе место вновь переместилась нефтяная компания
Еще одна нефтяная компания, полностью контролируемая государством, в феврале уступила сразу несколько позиций — «Роснефть» (10) еще в прошлом месяце входила в тройку лидеров. Группа предприятий «Алроса» (4) также покинула
В первую десятку компаний с наиболее высокой социальной ответственностью вернулся «Норильский никель» (5). Вероятно, получение компанией сертификатов соответствия действующей в ней системы менеджмента качества и экологического менеджмента требованиям международных стандартов эксперты оценивают позитивно.
Позиции монополистов транспортного рынка — «Транснефти» (7) и «Российских железных дорог» (9) — практически не изменились. На высокий рейтинг социальной ответственности РЖД, очевидно, повлиял и недавний запуск медицинского поезда «Академик Федор Углов», благодаря работе которого 1 млн. человек смогут получить квалифицированную медицинскую помощь.
Неизменны позиции «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» (6) и Новолипецкого металлургического комбината (8).
Прорыв КамАЗа
Не смогла удержаться в первой десятке рейтинга пивоваренная компания «Балтика» (12). Заметная негативная коррекция затронула и другую компанию, производящую вредные для здоровья продукты. «Дж. Т. И. по маркетингу и продажам» (табачная промышленность) (22–23) опустилась по сравнению с прошлым месяцем сразу на десять строчек таблицы.
При этом заметен рост социальной ответственности компании
Позитивная динамика в февральском рейтинге характерна для нефтегазовых компаний «Татнефть» (13) и НОВАТЭК (14), а также Трубной металлургической компании (15).
Прорывом стал рейтинг «Группы КамАЗ» (25), в последние месяцы находившейся за пределами
IT-компании идут вверх
Сразу семь компаний, которые в январе обладали слабой социальной ответственностью, в феврале преодолели рубеж
Представители телекоммуникационного сектора постепенно улучшают показатели социальной ответственности. Помимо названных сотовых операторов холдинг «Связьинвест» (38–39) и «Почта России» (37) закрепляются в середине рейтинговой таблицы.
Однако в финальном разделе таблицы есть и долгожители. Прежде всего это представители сектора розничной торговли: «Ашан» (51), «МЕТРО Кэш энд Керри» (52), «Магнит» (59), «М.Видео» (71) и «Эльдорадо» (72).
Способ
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан Рейтинг социальной ответственности российских компаний, проводится методом закрытого анкетирования. В феврале 2010 года в нем приняли участие 30 экспертов: представители профсоюзов, объединений предпринимателей, экономисты, социологи, политологи, публицисты.
Экспертам задается следующий вопрос: «Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 социальную ответственность следующих российских компаний (под социальной ответственностью понимается создание и сохранение рабочих мест, налоговая дисциплина, выполнение обязательств перед работниками, активная роль в поддержании региональной социальной инфраструктуры)?»
Сначала каждый из экспертов оценивает социальную ответственность каждой из компаний, затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы). Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку социальной ответственности 75 крупнейших российских компаний. В список для экспертной оценки были включены компании, лидировавшие по объему реализации продукции в 2009 году. Поэтому в рейтинге могут быть не представлены компании с меньшим объемом реализации, но эффективно работающие в социальной сфере.
Список экспертов
Исаев Андрей, председатель комитета Государственной думы РФ по труду и социальной политике; Починок Александр, заместитель председателя комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества; Катырин Сергей,