Вчера Николай Аксененко, министр путей сообщения РФ, и губернатор Иркутской области Борис Говорин подписали соглашение между МПС, Восточно-Сибирской железной дорогой и администрацией области, направленное на развитие промышленности региона (в перечень включены также объекты Транссиба) и решение различных социальных вопросов.
Привлекательны две цифры, прозвучавшие во время совместной пресс-конференции руководителя одной из крупнейших транспортных отраслей и губернатора Иркутской области. Еще пять лет назад Восточно-Сибирской железной дороге потребители были должны по итогам года 740 миллионов рублей. А в результате работы в году минувшем сибиряки-железнодорожники получили 3 млрд. 600 млн. рублей прибыли!
- Вспомните сами, - сказал министр, - что пять лет назад ВСЖД были должны все крупнейшие предприятия области: Братский и Усть-Илимский ЛПК, Ангарская нефтехимическая компания, Коршуновский ГОК, оба химпрома - Усольский и Саянский. А в нынешнем году мы в Иркутской области имеем 20-процентный прирост погрузки! Это значит только одно: товары, которые отгружают сибиряки, произведены на здешних предприятиях. В этом, я считаю, сыграли свою роль и соглашения, подобные тому, которые мы подписали сегодня. А начало этой работе положено пять лет назад!
Борис Говорин не только поддержал министра, но и проиллюстрировал сказанное цифрами:
- Недавно в Нижнеудинске открыт завод по ремонту железнодорожных цистерн - создано более тысячи рабочих мест! Реконструирована железнодорожная больница в областном центре, построен прекрасный железнодорожный лицей. Это создано у нас. И, следовательно, можно и нужно считать, что вклад железнодорожников в то, что рост физических объемов промышленного производства области в минувшем году составил 7,6 процента, значителен. Мы вместе решаем задачи и дорожим уровнем сложившихся отношений с отраслью.
Если оценивать в денежном выражении пункты, перечисленные в соглашении (а это определенные льготы на перевозку важнейших для Сибири и иркутян грузов: леса, каустической соды, нефтепродуктов, а также участие в строительстве железнодорожных путепроводов, обеспечение льгот в пригородных перевозках, развитие социальной сферы), то получится впечатляющая сумма: она превышает 2 млрд. рублей!
- Мы считаем, - заявил Н.Аксененко, - что снижение уровня транспортных расходов в цене товаров, которые перевозит железная дорога, необходимо. Деньги надо получать за объемы перевозок. Вчера мы подписали подобное соглашение в Кузбассе. И его можно оценить суммой в шесть раз большей! Но там сейчас и объемы производства продукции неизмеримо больше. Мы же не только перевозим грузы. В зоне БАМа участвуем в нескольких крупных промышленных проектах: осваиваем Чинейское месторождение, предполагаем освоить добычу меди. Все силы должны быть направлены на рост промышленности. Наше соглашение создает условия для роста промышленного производства в Иркутской области. Значит, мы нашли хороший инструмент для этого. И создан он в условиях, когда устойчивое развитие России зависит от устойчивого развития каждого субъекта Федерации.