Два года назад в столице был принят закон № 39, по которому районные депутаты получили серьезные полномочия – контролировать, как местные чиновники расходую средства на благоустройство, капитальный ремонт и другие хозяйственные нужды. И что в итоге получают горожане. За низкую оценку от депутатов главы районов теперь могут расстаться с должностью.
Оценку самим депутатам – с точки зрения эффективности работы и использования этого закона – дали их коллеги, входящие в Московский фонд развития местного самоуправления.
«Мы провели большую работу. Просмотрели огромное количество решений советов депутатов по трем основным вопросам: благоустройство, капремонт и перевод жилых помещений в нежилые, - рассказала председатель правления фонда Зоя Шаргатова. - Проанализировали сайты управ и советов депутатов, по ним осталось много замечаний – прежде всего в недостатке информативности для населения. В итоге мы составили рейтинг районов по двум параметрам. Первый - информационная открытость, когда жителямсообщают, какие конкретно работы, и на какую сумму были проведены, где планируется ремонт, а где уже сделан. Второй параметр – активность работы депутатов».
Работоспособность народных избранников представители фонда выясняли выборочным анкетированием. Каждому десятому депутату пришлось ответить на вопросы о личном участии в исполнении указанных государственных полномочий. Всего анкетирование прошли 145 депутатов. По каждому параметру исследователи выставляли баллы – от 0 до 9. Затем их сопоставляли и получали уровень эффективности районов.
Так максимальную оценку получила работа совета депутатов района Хамовники (ЦАО) – ее признали эффективной на 100 процентов. Второе место занял совет депутатов района Бирюлево Восточное (ЮАО), третье место - район Отрадное (СВАО). Также в число лучших вошли Отрадное (СВАО), Красносельский (ЦАО), Дорогомилово (ЗАО), Лефортово (ЮВАО), Печатники (ЮВАО), Щукино(СЗАО), Якиманка (ЦАО), Донской (ЮАО).
Наименее эффективной была признана работа районов Капотня (ЮВАО), Западное Дегунино (СВАО) и Тропарево-Никулино (ЗАО). Далее - Мещанский (ЦАО), Чертаново Южное (ЮАО), Савеловский (САО), Ярославский (СВАО), Обручевский (ЮЗАО), Текстильщики (ЮВАО) и Матушкино (Зеленоград).
«Это совокупный рейтинг самих советов депутатов и управ районов. Общее впечатление от работы муниципальных депутатов: все полномочия, которые мы анализировали в вопросах благоустройства и капитального ремонта нежилых помещений, практически реализовываются. Но степень и качество реализации сильно зависит от территории: где-то создан эффективный механизм, депутаты достигают результатов и делают то, что хотят граждане. Есть и обратные примеры, когда работа народных избранников превращается в чистую формальность», - отметил Александр Закондырин, президент фонда развития местного самоуправления и член Общественной палаты Москвы.
Чтобы исправить ситуацию представители фонда предлагают правительству Москвы подумать о создании консультативных центров для муниципальных депутатов при профильных департаментах - жилищного хозяйства и благоустройства, и капитального ремонта. Повысить эффективность местных властей помогут и подобные рейтинги, которые организаторы обещают составлять регулярно.