Сегодня на сцене Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко мировая балетная звезда из Петербурга Диана Вишнева покажет последний из серии гастрольных спектаклей своего нового проекта «Диалоги».
«Диалоги» — следующая за «Красотой в движении» (награжденной тремя «Золотыми масками») авторская программа Вишневой. Балерине, давно царящей на звездном пьедестале в Мариинке, триумфально гастролирующей в
Все, с кем делала «Диалоги» Вишнева (в том числе хореографы из Гааги Соль Леон и Пол Лайтфут, приехавшие поддержать Диану в Москву), говорили, что это абсолютная революция для классической балерины — освоить новый, свободный танцевальный язык. На самом деле автор этих строк увидел на сцене скорее преемственность с классикой — разумеется, в каждом спектакле в разной степени.
«Лабиринт» великой американской танцовщицы Марты Грэм в 1947 году, наверное, выглядел радикальной новацией, хотя для современных балетных танцовщиков, привычно исполняющих, допустим, «Юношу и смерть» Пети или «Манон» Макмиллана (Вишнева все это танцует), он скорее классика. Разве лишь туфли отброшены прочь и зрителю явлена модерновая красота босоногой пластики. Сюжет предельно обобщен: человек (Вишнева) одерживает победу над собственными страхами (их воплощает чудовище Минотавр в исполнении ньюйоркца Бена Шульца —
В отличие от давнего «Лабиринта», идущего под экспрессивную музыку
В третьем спектакле «Девушка и смерть» (в оригинале — продукция Нидерландского театра танца, 2003 год) на музыку Шуберта снова возвращается драматизм первой части триптиха, только здесь мрака больше: Девушке противостоит целая команда агрессивных черных существ без лиц, и спасения от них уже не найти. Разве что прекрасный юноша с обнаженным торсом — видимо, это и есть милосердная Смерть (солист Большого театра
Успех у спектакля в Москве (насколько мне известно, как и на премьере в Питере) был полный. Это действительно цельно, ладно, красиво. Исполнение Вишневой если и не обладает, допустим, пассионарностью Марты Грэм, то в снайперской точности и эмоциональной выверенности каждого движения с Дианой вряд ли кто поспорит.
В то же время на втором плане у рецензента закралась мысль о грамотном режиссерском — да попросту коммерческом — расчете. Спектакль хитро составлен: разбит на три части, самая большая из которых длится 25 минут, а две остальные — вовсе по 15. Ну и