Главная Культура Афиша 05:33 18 Ноября 2011 3160
«Диалоги», приятные во всех отношениях
Корреспондент «Труда» оценил редкий в балете компромисс между академической рафинированностью зрелища и его почти эстрадной эффектностью
Сергей Бирюков

Сегодня на сцене Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко мировая балетная звезда из Петербурга Диана Вишнева покажет последний из серии гастрольных спектаклей своего нового проекта «Диалоги». 

«Диалоги» — следующая за «Красотой в движении» (награжденной тремя «Золотыми масками») авторская программа Вишневой. Балерине, давно царящей на звездном пьедестале в Мариинке, триумфально гастролирующей в Нью-Йорке, Берлине, Токио на главных сценах мира, захотелось иметь свой и только свой проект. Идея «Диалогов» говорит о широте интересов Вишневой прежде всего в географическом смысле. Собирая и строя нынешнюю программу, она обращала взгляд на Центр Марты Грэм в Нью-Йорке, на Нидерландский театр танца в Гааге, а также к живой иконе современной балетной классики — Джону Ноймайеру в Гамбург. Производя разведку в столь разных направлениях, балерина сумела в итоге создать стилистически цельную композицию.

Все, с кем делала «Диалоги» Вишнева (в том числе хореографы из Гааги Соль Леон и Пол Лайтфут, приехавшие поддержать Диану в Москву), говорили, что это абсолютная революция для классической балерины — освоить новый, свободный танцевальный язык. На самом деле автор этих строк увидел на сцене скорее преемственность с классикой — разумеется, в каждом спектакле в разной степени.

«Лабиринт» великой американской танцовщицы Марты Грэм в 1947 году, наверное, выглядел радикальной новацией, хотя для современных балетных танцовщиков, привычно исполняющих, допустим, «Юношу и смерть» Пети или «Манон» Макмиллана (Вишнева все это танцует), он скорее классика. Разве лишь туфли отброшены прочь и зрителю явлена модерновая красота босоногой пластики. Сюжет предельно обобщен: человек (Вишнева) одерживает победу над собственными страхами (их воплощает чудовище Минотавр в исполнении ньюйоркца Бена Шульца — танцовщика-атлета с бритой головой). Минотавр физически сильнее, но в нем нет настоящей воли и разума — это биоробот, у которого даже руки не шевелятся, застыв наподобие гигантских рогов. Женщина, наоборот, — сама гибкость и отвага. И она побеждает, запутав Минотавра в его собственном лабиринте, вход в который она торжествующе заплетает своей ариадниной нитью.

В отличие от давнего «Лабиринта», идущего под экспрессивную музыку Джан-Карло Менотти, спектакль «Диалоги», поставленный Ноймайером в 2011 году специально для Дианы, сопровождается демонстративно слащавой, словно взятой из старого голливудского саундтрека фантазией на тему милой шопеновской прелюдии (играет знаменитый пианист-эстет Алексей Гориболь). Здесь суть дуэта танцовщиков — не схватка врагов, а неловко пробивающийся сквозь детский эгоизм героев их роман (мужчина — Тьяго Бордин из Гамбургского балета): от начальной инфантильности, символизируемой кукольной механистичностью движений, к зрелости чувств и раскованной пластике. Впрочем, до настоящей серьезности чувств в подобных постмодернистских штуках обычно не доходит. Так и здесь — ироническое давление нарочито банальной музыки (порой скатывающейся чуть ли не к «Подмосковным вечерам») породило нескрываемую попсовость танцевальных приемов, от спортивных поддержек на манер фигурного катания до шпагатных откровений почти в духе Анастасии Волочковой.

В третьем спектакле «Девушка и смерть» (в оригинале — продукция Нидерландского театра танца, 2003 год) на музыку Шуберта снова возвращается драматизм первой части триптиха, только здесь мрака больше: Девушке противостоит целая команда агрессивных черных существ без лиц, и спасения от них уже не найти. Разве что прекрасный юноша с обнаженным торсом — видимо, это и есть милосердная Смерть (солист Большого театра Анд-рей Меркурьев) — избавит ее от мук.

Успех у спектакля в Москве (насколько мне известно, как и на премьере в Питере) был полный. Это действительно цельно, ладно, красиво. Исполнение Вишневой если и не обладает, допустим, пассионарностью Марты Грэм, то в снайперской точности и эмоциональной выверенности каждого движения с Дианой вряд ли кто поспорит.

В то же время на втором плане у рецензента закралась мысль о грамотном режиссерском — да попросту коммерческом — расчете. Спектакль хитро составлен: разбит на три части, самая большая из которых длится 25 минут, а две остальные — вовсе по 15. Ну и 15-минутный фильм-преамбула о том, как все делалось. Живьем же танцовщики на сцене — в общей сложности меньше часа. Но за счет разбиения на три акта получается полнометражный вечер. Ловко? Ловко. И реквизита почти никакого — практически на любой сцене исполнишь. И исполнителям удобно, и зрителям приятно.

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 4048
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?