Уже давно отгремели фанфары лондонской Олимпиады, с помпой в Кремле получили ордена, солидные денежные призовые и автомобили российские спортсмены. А вот их тренеры, чьи заслуги в успехах атлетов трудно переоценить, вроде как бы остались в тени. Справедливо ли это? Этот вопрос «Труд» задал наставникам наших олимпийских чемпионов и призеров.
Кстати, еще перед Играми в Лондоне глава нашего олимпийского комитета Александр Жуков в интервью «Труду» заявил, что работу наставников будущих героев оценят по достоинству.
— Обязательно оценят, — заявил Жуков. — Причем не только тренеров, которые готовили непосредственно к играм, но и тех, кто занимался с ними в юношеском возрасте, вел на протяжении многих лет. Однако сформулировать суммы так же четко, как для спортсменов, нельзя. У тренеров более сложная система поощрений, она зависит от таких факторов, как звание наставника, особенности медали (командная или личная, например) и ряда других факторов.
А вот что рассказал «Труду» главный тренер сборной России по легкой атлетике Валентин Маслаков, который также является личным наставником чемпионки Пекина-2008 и серебряного призера Лондона-2012 Юлии Гущиной:
— Награждение наставников действительно скоро планируется. Сейчас пришлось довольно тщательно разбираться, кто и в какой мере принимал участие в работе с легкоатлетами, завоевавшими медали в Лондоне. Всего таковых в нашем виде спорта отобрано около 30 человек. Премиальные у них также будут различными, как и почетные звания, которые некоторым из них присвоят. Самые успешные получат ордена, медали и прочие знаки отличия. И финансовая благодарность за их труд будет вполне сравнима с премиями спортсменов. Другое дело — они не получат автомобили. Но в этом мероприятии есть рекламная составляющая. И в качестве объекта для рекламы гораздо привлекательнее знаменитый чемпион, чем его тренер, которого зачастую даже в лицо мало кто знает.
А вот Павел Фунтиков — наставник серебряного призера Игр в Лондоне, дзюдоиста Александра Михайлина (кстати, именно этот специалист подготовил одного из главных героев афинской Олимпиады Дмитрия Носова), считает иначе:
— Могу точно сказать — готовится вручение наград от имени мэра Москвы. А насчет премирования тренеров из федеральных источников мне пока ничего не известно. Если же вспоминать о прошлых заслугах, то за успех Дмитрия Носова в Афинах в 2004 году мне выдали суммы, равные половине премиальных Димы. То есть 7000 долларов я получил от России и 8000 — от Москвы. Мне эти деньги существенной поддержки не оказали. Впрочем, я не вправе жаловаться на жизнь, потому что многие специалисты, подготовившие дзюдоистов в провинции, а также классные детские тренеры имеют материальные возможности гораздо худшие, чем я. Наиболее справедливым мне виделось бы такое решение: на всех тренеров чемпиона или призера в качестве поощрения пусть выделят определенную сумму, а сам спортсмен решал бы, какую долю заслужил его первый тренер, какую — тренеры на следующих этапах карьеры, какую — нынешний личный тренер. Лауреаты Олимпиад — люди взрослые и разумные, они сами разобрались бы по справедливости.
И конечно, было бы хорошо, если бы тренеров награждали примерно так же, как и спортсменов — олимпийских призеров. Я сейчас имею в виду не размеры премий, а торжественность и престижность церемоний. Следовало бы широко озвучить имена всех людей, причастных к самым громким победам российского спорта.
Вот что рассказала «Труду» Татьяна Данченко, личный тренер многократных олимпийских чемпионок по синхронному плаванию Давыдовой, Ермаковой, Ищенко и Ромашиной:
— Вспоминаю Пекин: от Москвы премиальные тренеры получили в два раза меньше, чем спортсмены-чемпионы, а от Министерства спорта — такие же по размеру. Это, конечно, было очень приятно и очень кстати. Нельзя ведь разделить: кто больше сделал для победы — спортсмен или его тренер. Размерами материального поощрения после Афин и Пекина лично я была довольна. Мне также присвоили общественные награды — орден и медаль Петра Великого, «Гордость нации» — и еще государственные: три медали ордена «За заслуги перед Отечеством» — одна
А как у них?
У победителей лондонской Олимпиады сборной США были гораздо меньшие призовые, чем у россиян. Чемпионы получали по 25 тысяч долларов, а наставники вообще не имели официальных призовых. Кстати, данный размер выплат в США был установлен в 2002 году и с тех пор пока не меняется. Весь расчет идет на то, что успешный спортсмен сможет обеспечить себя и своего личного наставника за счет рекламных контрактов. Но и призовые от рекламодателей за успех на Олимпиадах американцы обычно отдают на благотворительность. Кстати, при этом в США нет российской практики, когда губернаторы дарят олимпионикам квартиры или машины.
В Китае государство поощряло только чемпионов — в размере 54 тысяч долларов. А для спортсменов Великобритании и их тренеров на домашней Олимпиаде официальные выплаты за призовые места и вовсе не предусматривались.