Часто приходится слышать о смерти российского автопрома. Причины вечного кризиса в этой отрасли называют самые разные: гипертрофированный военно-промышленный комплекс, оставшийся в наследство от советских времен, устаревшие производственные мощности, жесткая международная конкуренция на авторынке, отсутствие квалифицированных кадров...
Ведущие инженерные вузы ежегодно выпускают сотни толковых инженеров, которым, увы, трудно устроиться на крупное предприятие. В лучшем случае работу можно найти в одном из многочисленных российских автосервисов.
В этом отношении особняком стоит Университет машиностроения (МАМИ), выпускники которого часто трудоустраиваются в крупнейшие российские и иностранные компании, например, Hyundai или General Motors.
Одним из таких «окон в Европу» для студентов и аспирантов университета вот уже пять лет являются международные соревнования «Формула Студент», которые проводит Сообщество автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE). Этапы студенческих соревнований проходят по всему миру, при этом самым сложным является немецкий, который проходит на трассе Hockenheim Ring в городе Хоккенхайм.
Сюда в конце июля в очередной раз держит путь команда «Формула Студент МАМИ». Собственно говоря, «Формула Студент» — не столько гонки, сколько долгосрочный проект, растянутый на учебный год. Команда, состоящая исключительно из студентов и аспирантов вуза, представляет собой инженерную компанию, которая в течение года должна разработать, построить, испытать прототип гоночного автомобиля класса «Формула Студент» для рынка непрофессиональных гоночных автомобилей, соответствующий требованиям регламента соревнований, а также разработать бизнес-план его мелкосерийного производства.
«Один из самых трудных этапов проекта — набор команды, которая каждый год обновляется, — делится впечатлениями капитан команды Антон Малышев. — В этом году был очень серьезный конкурс: из 150 претендентов на испытательный срок взяли 25, потом их число сократилось до 10 человек».
Болид, который студенты МАМИ спроектировали в этом году, носит имя «Игуана». «При наличии всех деталей, — объясняет Антон Малышев, — машину можно собрать за две недели. Но российские реалии таковы, что в действительности процесс растягивается на пару месяцев».
Некоторые подрядчики так долго делают детали или просят за них такие деньги, что студентам легче изготовить их самим, в университете.
«В этом году мы спроектировали сложную форму рамы, включающую две дуги — переднюю и заднюю, — рассказывает главный инженер команды Александр Абрамов. — За те деньги, которые мы готовы были предложить, никто не согласился их сделать».
В общей сложности на изготовление болида было потрачено 23 тысячи долларов. Испытания спорткара проходили 12 июля на Дмитровском полигоне, где тестировались надежность гоночного авто, его скорость, разгон, расход топлива. Пилоту Александру Гладышеву удалось проехать и по сухому, и по мокрому покрытию, а также испытать болид на резких поворотах.
В прошлом году команда МАМИ заняла на немецком этапе
«Формула Студент» стала отличным трамплином в мир автоинженерии для многих выпускников МАМИ. Недавние участники команды работают инженерами в лучших мото- и автогоночных командах, крупных компаниях, таких как «Маруся Авто». И если молодые инженеры смогут и дальше совершенствоваться в своей профессии, возможно, российский автопром можно будет реанимировать.