Главная Культура 14:26 18 Июня 2021 3469
Спасти графские развалины

О судьбе прекрасных, но рушащихся памятников Владимирской области напомнил фестиваль «Музыкальная экспедиция»

Сергей Бирюков, Владимирская область – Москва
Печальная красота музыки Леонида Десятникова в исполнении пианистки Анастасии Теренковой удивительно совпала с духом места. Фото автора

Фестиваль «Музыкальная экспедиция», что ежегодно проходит в первой половине июня в достопримечательных местах Владимирской области, сохранил бы свое обаяние, даже если бы ничуть не менялся со своего старта в 2014-м. Прекрасная классическая музыка в исполнении звездного виолончелиста Бориса Андрианова, придумавшего этот праздник вместе со своими владимирскими друзьями, выступления не менее именитых коллег Бориса в парадном дворе исторической усадьбы или на центральной площади старинного города – что может быть лучше для любителей музыкальных, природных, архитектурных красот? Но Борису этого мало, и фестиваль все увереннее становится защитником культуры, поднимая голос против разрушения ее традиций и памятников.

Москвичу выбраться на все восемь дней праздника трудновато. При всем соблазне послушать Паганини, Рахманинова, Пьяццоллу, Подгайца у стен главного владимирского храма – легендарного Успенского собора. Или Баха, Листа, Шостаковича у подножия красивейшей даже в полуразрушенном состоянии церкви Михаила Архангела в селе Весь…

 

Художественный руководитель фестиваля Борис Андрианов в редкую минуту, когда он не на сцене. За сценой - руины Дома графа Панина

Но и те два вечера, что удалось выкроить в сумасшедшем столичном культурном графике, наградили впечатлениями, которые не заменить самым статусным концертом в консерватории или филармонии. Каким дивным призывом к природе подарить нам солнечное лето прозвучала посреди рощи усадьбы Крутец (близ Александрова) «Песня Леля» Римского-Корсакова в исполнении меццо-сопрано из петербургского Мариинского театра Ирины Шишковой! Как вольно лилась мелодия алябьевского «Соловья» в обработке великого скрипача XIX века Анри Вьетана, а воспроизвела на домре (!) это кружевное плетение фиоритур знаменитая на весь мир Екатерина Мочалова – виртуоз и просто красавица. Сопровождал же игру Кати, как и выступление Ирины и всех прочих солистов, неизменный участник «Музыкальных экспедиций» – Владимирский Губернаторский симфонический оркестр под управлением своего художественного руководителя Артема Маркина.

Даже рушащаяся Мстёра прекрасна

Все это – под увлекательные истории от музыковеда Артема Варгафтика, которые даже я, его коллега, слушал не отрываясь: где журналисту, по уши втянутому в повседневность, помнить, что тот же Вьетан вдохновился музыкой Алябьева, будучи приглашенным в российские императорские театры на скрипичные соло, причем исключительно в балетах (вот какое значение придавали 160-170 лет назад качеству балетной музыки!). А чего стоит история песен Брамса «Утихшая тоска» и «Колыбельная Богородицы» для низкого женского голоса в сопровождении альта (Андрей Усов) и фортепиано (Анастасия Теренкова). Оказывается, великий композитор был и великим поборником справедливости и сочинил эту музыку в попытке помирить рассорившихся из-за ерунды его друзей – певицу Амалию Шнеевайс и ее супруга, виртуозного скрипача и альтиста Йозефа Иоахима, которым сам аккомпанировал на премьере…

Было бы несправедливо не поклониться и безмолвным участникам праздника – историческим и культурным памятникам, на фоне которых проходило действо. Например, дому Бутурлиных-Зубовых под Александровом, хоть пока не выглядящему с иголочки, но подлинному, не новоделу, притом явно находящемуся в заботливых руках – могучее деревянное строение позапрошлого века восстанавливает предприниматель и меценат Сергей Шаханов.

Гораздо более печальную историю «рассказали» памятники Мстёры. Нет, не Богоявленский монастырь – главный свидетель мстёрской древности, он, слава богу, в порядке по крайней мере внешне. Не в порядке то, благодаря чему город знают далеко за пределами России – Мстёрские художественно-промышленные мастерские, производившие расписные лаковые миниатюры, металлическую чеканку, шитые декоративные панно. Об этом я узнал от заведующей исследовательским, экскурсионным и экспозиционным отделами местного Художественного музея Татьяны Котковой, куда успел забежать перед концертом: вместо предприятия с 500 работниками теперь действуют несколько семейных артелей общей численностью 30 человек. Остальное прозвучало в лекции владимирского историка Михаила Бирюкова, предварившей концерт на городской площади (вот он, новый формат, осваиваемый фестивалем!). Оказывается, Государственные мстёрские свободные художественные мастерские, созданные на базе здешнего иконописного промысла, в 1918-1929 годах находились под прямой опекой Наркомпроса, у истоков их создания стояли лидеры русского авангарда Ольга Розанова и Александр Родченко, организация располагала мощной творческой и материальной базой, включая самое роскошное здание Мстёры – Дом графа Панина постройки XVIII столетия. С закатом авангарда судьба творческого объединения складывалась по-разному, но еще в начале XXI века в панинском дворце обитало Мстёрское отделение Союза художников.

Энтузиасты владимирской старины историк Михаил Бирюков, педагог Мария Дмитриевская и ее дочь, художница Анастасия

Но «новой» России все это оказалось не нужным. Правдами-неправдами художников из здания выкинули, само оно отошло Росимуществу, что почти равносильно бесхозности и гибели – куда федеральному ведомству следить за сотнями региональных памятников, которые и рушатся, и горят… Мстёрские хоромы еще чудом не спалены бомжами, но вид руины, возвышавшейся прямо за эстрадой «Музыкальной экспедиции», был печален…

И все же уезжал я из Владимирской области не в минорном настроении. Причина – в людях, с которыми там познакомился. В самой публике, где через каждого второго – блокнотик в руках и карандаш, запечатлевающий природу, концерт, его персонажей. В таком прекрасном краю как не быть художником в душе, а то и по ремеслу. Разговорились с соседкой по зрительному ряду – Настя Дмитриевская родом из Вязников. Правда, сейчас работает в Москве, но постоянно возвращается домой, где, кстати, ее мама Мария Владимировна – завуч Детской школы искусств имени Льва Ошанина (900 учеников!). И в Мстёру Настя приехала не просто потому, что близко: здесь в Коммуне художников – той самой, что обитала в величавом, ныне руинированном панинском доме – когда-то жил и работал ее прадед Василий Овчинников...

Куда поедем в следующий раз?

Людям хорошим надо только быть связанными друг с другом – помните эту толстовскую мысль? Имею в виду не только Дмитриевских. В буклете праздника неоднократно встречается, например, фамилия Бирюковых (не моих родственников, хотя я почел бы за честь иметь такую родню, как Михаил Львович и его дочка Алиса, но мы лишь однофамильцы). Выросшая в культурной семье, Алиса Бирюкова вложила много сил в становление владимирского Центра музыкальной классики, которому принадлежат Губернаторский симфонический оркестр и другие прекрасные коллективы, а сейчас возглавляет Департамент культуры области, опекая и «Музыкальную экспедицию». Это ее заботами на акциях фестиваля, явно гордясь им, присутствовал и губернатор Владимир Сипягин. Не может быть, чтобы в сердце Владимира Владимировича не застрял занозой вид останков графской вотчины и трагическая история здешнего художественного дела.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9498
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7192
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?