О судьбе прекрасных, но рушащихся памятников Владимирской области напомнил фестиваль «Музыкальная экспедиция»
Фестиваль «Музыкальная экспедиция», что ежегодно проходит в первой половине июня в достопримечательных местах Владимирской области, сохранил бы свое обаяние, даже если бы ничуть не менялся со своего старта в 2014-м. Прекрасная классическая музыка в исполнении звездного виолончелиста Бориса Андрианова, придумавшего этот праздник вместе со своими владимирскими друзьями, выступления не менее именитых коллег Бориса в парадном дворе исторической усадьбы или на центральной площади старинного города – что может быть лучше для любителей музыкальных, природных, архитектурных красот? Но Борису этого мало, и фестиваль все увереннее становится защитником культуры, поднимая голос против разрушения ее традиций и памятников.
Москвичу выбраться на все восемь дней праздника трудновато. При всем соблазне послушать Паганини, Рахманинова, Пьяццоллу, Подгайца у стен главного владимирского храма – легендарного Успенского собора. Или Баха, Листа, Шостаковича у подножия красивейшей даже в полуразрушенном состоянии церкви Михаила Архангела в селе Весь…
Но и те два вечера, что удалось выкроить в сумасшедшем столичном культурном графике, наградили впечатлениями, которые не заменить самым статусным концертом в консерватории или филармонии. Каким дивным призывом к природе подарить нам солнечное лето прозвучала посреди рощи усадьбы Крутец (близ Александрова) «Песня Леля» Римского-Корсакова в исполнении меццо-сопрано из петербургского Мариинского театра Ирины Шишковой! Как вольно лилась мелодия алябьевского «Соловья» в обработке великого скрипача XIX века Анри Вьетана, а воспроизвела на домре (!) это кружевное плетение фиоритур знаменитая на весь мир Екатерина Мочалова – виртуоз и просто красавица. Сопровождал же игру Кати, как и выступление Ирины и всех прочих солистов, неизменный участник «Музыкальных экспедиций» – Владимирский Губернаторский симфонический оркестр под управлением своего художественного руководителя Артема Маркина.
Все это – под увлекательные истории от музыковеда Артема Варгафтика, которые даже я, его коллега, слушал не отрываясь: где журналисту, по уши втянутому в повседневность, помнить, что тот же Вьетан вдохновился музыкой Алябьева, будучи приглашенным в российские императорские театры на скрипичные соло, причем исключительно в балетах (вот какое значение придавали 160-170 лет назад качеству балетной музыки!). А чего стоит история песен Брамса «Утихшая тоска» и «Колыбельная Богородицы» для низкого женского голоса в сопровождении альта (Андрей Усов) и фортепиано (Анастасия Теренкова). Оказывается, великий композитор был и великим поборником справедливости и сочинил эту музыку в попытке помирить рассорившихся из-за ерунды его друзей – певицу Амалию Шнеевайс и ее супруга, виртуозного скрипача и альтиста Йозефа Иоахима, которым сам аккомпанировал на премьере…
Было бы несправедливо не поклониться и безмолвным участникам праздника – историческим и культурным памятникам, на фоне которых проходило действо. Например, дому Бутурлиных-Зубовых под Александровом, хоть пока не выглядящему с иголочки, но подлинному, не новоделу, притом явно находящемуся в заботливых руках – могучее деревянное строение позапрошлого века восстанавливает предприниматель и меценат Сергей Шаханов.
Гораздо более печальную историю «рассказали» памятники Мстёры. Нет, не Богоявленский монастырь – главный свидетель мстёрской древности, он, слава богу, в порядке по крайней мере внешне. Не в порядке то, благодаря чему город знают далеко за пределами России – Мстёрские художественно-промышленные мастерские, производившие расписные лаковые миниатюры, металлическую чеканку, шитые декоративные панно. Об этом я узнал от заведующей исследовательским, экскурсионным и экспозиционным отделами местного Художественного музея Татьяны Котковой, куда успел забежать перед концертом: вместо предприятия с 500 работниками теперь действуют несколько семейных артелей общей численностью 30 человек. Остальное прозвучало в лекции владимирского историка Михаила Бирюкова, предварившей концерт на городской площади (вот он, новый формат, осваиваемый фестивалем!). Оказывается, Государственные мстёрские свободные художественные мастерские, созданные на базе здешнего иконописного промысла, в 1918-1929 годах находились под прямой опекой Наркомпроса, у истоков их создания стояли лидеры русского авангарда Ольга Розанова и Александр Родченко, организация располагала мощной творческой и материальной базой, включая самое роскошное здание Мстёры – Дом графа Панина постройки XVIII столетия. С закатом авангарда судьба творческого объединения складывалась по-разному, но еще в начале XXI века в панинском дворце обитало Мстёрское отделение Союза художников.
Но «новой» России все это оказалось не нужным. Правдами-неправдами художников из здания выкинули, само оно отошло Росимуществу, что почти равносильно бесхозности и гибели – куда федеральному ведомству следить за сотнями региональных памятников, которые и рушатся, и горят… Мстёрские хоромы еще чудом не спалены бомжами, но вид руины, возвышавшейся прямо за эстрадой «Музыкальной экспедиции», был печален…
И все же уезжал я из Владимирской области не в минорном настроении. Причина – в людях, с которыми там познакомился. В самой публике, где через каждого второго – блокнотик в руках и карандаш, запечатлевающий природу, концерт, его персонажей. В таком прекрасном краю как не быть художником в душе, а то и по ремеслу. Разговорились с соседкой по зрительному ряду – Настя Дмитриевская родом из Вязников. Правда, сейчас работает в Москве, но постоянно возвращается домой, где, кстати, ее мама Мария Владимировна – завуч Детской школы искусств имени Льва Ошанина (900 учеников!). И в Мстёру Настя приехала не просто потому, что близко: здесь в Коммуне художников – той самой, что обитала в величавом, ныне руинированном панинском доме – когда-то жил и работал ее прадед Василий Овчинников...
Людям хорошим надо только быть связанными друг с другом – помните эту толстовскую мысль? Имею в виду не только Дмитриевских. В буклете праздника неоднократно встречается, например, фамилия Бирюковых (не моих родственников, хотя я почел бы за честь иметь такую родню, как Михаил Львович и его дочка Алиса, но мы лишь однофамильцы). Выросшая в культурной семье, Алиса Бирюкова вложила много сил в становление владимирского Центра музыкальной классики, которому принадлежат Губернаторский симфонический оркестр и другие прекрасные коллективы, а сейчас возглавляет Департамент культуры области, опекая и «Музыкальную экспедицию». Это ее заботами на акциях фестиваля, явно гордясь им, присутствовал и губернатор Владимир Сипягин. Не может быть, чтобы в сердце Владимира Владимировича не застрял занозой вид останков графской вотчины и трагическая история здешнего художественного дела.