Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» был инициирован в 2006 году президентом России по вполне понятным соображениям. Для миллионов россиян обращение на самый верх, к «царю», остается единственным шансом добиться если не справедливости, то хотя бы рассмотрения челобитной. Только Кремль получает более миллиона писем в год от страждущих…
Чем же в основном недовольны сограждане? Генпрокурор пояснил: «Неисполнение трудового законодательства: Выявили 1,5 млн нарушений законов в социальной сфере: Нарушение прав граждан приняли массовый характер…» Но ведь должна работать большая метла! Есть большое управление по работе с обращениями граждан в кремлевской администрации, открыты в регионах приемные, разосланы в министерства и ведомства инструкции, а Генпрокуратура пополнилась специализированным управлением… И что в ответ от столоначальников? О, сколько же среди них наследников тех мундирных, коих запечатлели Гоголь, Щедрин и Некрасов со своими «Размышлениями у парадного подъезда»!
Читаю:
О статье 8 закона скажу особо. Кто не получал этих скользких, как обмылок, казенных фраз: «Ваше обращение переслано на рассмотрение в…» И дальше — название той самой инстанции или лица, на которое вы жалуетесь. Но ведь закон прямо гласит: «Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется» (ст. 8). Как бороться с игнорированием этого требования со стороны чиновников? На сей счет есть несколько предложений. Нужна статья о прокурорском надзоре за его исполнением (прецедент — закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов:«). Упорядочить срок рассмотрения (ныне норма — 30 дней для всех обращений, в том числе и с наисрочнейшими проблемами). Пополнить карательные для саботажников закона статьи 15 и 16 шкалой конкретных административных и судебных санкций. Прописать право на электронный вариант обращений и переписку.
Увы, в законе не прописана персональная ответственность руководителя за качество ответов. Вот убедительный пример. Министру юстиции я дважды адресовал свою обеспокоенность по поводу низкого КПД «нашего» закона, но вместо ответа по существу моих предложений получил… Правильно, отписку мелкой сошки. Я — в секретариат главы правительства. А оттуда:
Скажете: ну, размечтался… Но, на мой взгляд, чем хуже будет работать обратная связь в отношениях граждан с властью, тем чаще по поводу и без в стране будут случаться Болотные. Для меня эта взаимосвязь очевидна. Да и дорого обходится «закупорка сосудов»: так, почти 2,7 млрд рублей составили потери от волокиты чиновничества только при рассмотрении заявлений при регистрации и оформлении документов. А сколько еще они «рассматривали»!