... По Евангелию, на тридцатом году земной жизни, прежде чем понести в народ свое вероучение, Иисус Христос пришел на реку Иордан и принял крещение от пророка Иоанна Предтечи. В это время раздался глас Бога Отца, назвавшего Христа своим Сыном возлюбленным, и в подтверждение этих слов на Него сошел Дух Святой в виде голубя. Так при крещении Спасителя людям был явлен Бог-Троица, единый в трех ипостасях (лицах). Поэтому установленный Церковью в честь великого евангельского события праздник имеет двойное название - Святое Богоявление и Крещение. В связи с этим духовным торжеством в Русской православной церкви утвердился обычай дважды совершать великое водоосвящение - в сочельник и в сам праздник.
Напомню, что освященная в храмах богоявленская вода по-гречески называется "великой агиасмой", то есть "великой святыней". Это ею кропят, освящая, храмы и жилища, хозяйственные постройки и автомобили - все, что связано с земной жизнью человека. Верующие применяют богоявленскую воду и в лечебных целях. Чудо "великой агиасмы" заключается, помимо всего прочего, в том, что эта вода сохраняется свежей целый год, а часто и намного дольше. Каким же образом обыкновенная вода превращается в "великую святыню"?
Беседуя однажды на тему церковных чудес с московским священником Сергием Правдолюбовым, я узнал от него, что наш знаменитый богослов и философ о. Павел Флоренский в свое время специально изучал этимологию - происхождение греческого слова "агиос", переводимое как "святой". И пришел к выводу, что оно происходит от слова "иной" - имеющий отношение к иному миру, другому пространству, иному бытию. Похожее слово есть в русском языке - это "инок", человек (монах), живущий не "как все", а иной, другой, необычной жизнью.
По словам моего собеседника, при великом водосвятии, когда крест погружается в воду, ей по молитве священника, облеченного Церковью правом призывать Божию благодать, таинственным образом сообщаются свойства иного, высшего мира. В эти мгновения вода получает такой могучий заряд божественной энергии, исходящей от креста, что становится "светоносной". Не случайно в переводе с греческого название праздника Богоявления звучит как "праздник светов".
- А бывает, что "великая агиасма" портится, так сказать, преждевременно? - спросил я о. Сергия.
- Только при бездушном, небрежном хранении возможна порча такой воды, - ответил священник. - Если сосуд со святой водой по чьему-то недомыслию окажется в грязном месте, скажем, доступном для домашних животных, - только тогда вода портится. Она словно дает знать неблагочестивым людям - "если я вам не нужна, то и вы мне не надобны". Но я был очевидцем того, как склянку с уже, казалось бы, испортившейся богоявленской водой перенесли из непотребного места в красный угол горницы - и вскоре началось ее самоочищение: исчезли белизна и гнилостный запах, дно сосуда покрылось осадком и вода стала чистой как слеза.
"Cвятость" богоявленской воды невозможно (как все иррациональное) измерить научными приборами, химический состав ее вполне земной, а свойства, по убеждению верующих,- особенные, но это не поддается рациональному анализу. Тут уж, как говорится, хотите верьте, хотите - нет...
...Завтра, в праздник Богоявления, как уже упоминалось, будет вновь совершено великое освящение воды - на этот раз на реках, озерах, прудах, колодцах. Каждое такое место именуется "Иорданью" - в память о действительном крещении Спасителя в иорданских водах.