Главная Культура Афиша 00:10 17 Декабря 2016 5840
Немного грузинского солнца в холодной Москве

Крупнейшая выставка грузинских художников открылась в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Елена Широян

Музей изобразительных искусств имени Пушкина вынес на суд зрителей крупнейшую выставку художников Грузии ХХ века. Для нас, усталых северян, это случилось в пору, когда так не хватает солнечного света и ярких красок. Выставка, открытая в отделе личных коллекций, напоминает о щедрости человеческих отношений и застолья, о том главном, о чем тоскуют наши истощенные нехваткой радости и витаминов сердца и тела.

Выставка «Грузинский авангард: 1900 −1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Из музеев и частных собраний» имеет все шансы оказаться в рейтингах в том же ряду, что и шедевры Ватикана в Третьяковке, и скоро покидающие нас полотна Рафаэля в том же ГМИИ, и любимые с детства «Боги и герои Древней Греции», с которыми заново знакомит Исторический музей.

В ХIХ веке (вспомним лермонтовского «Мцыри» и переводы «Витязя в тигровой шкуре» Руставели), а особенно в начале ХХ века Закавказье обрело для русских людей, прежде всего благодаря поэтам Крученых, Маяковскому и Мандельштаму, яркий оттенок романтизма. Уже во второй половине ХХ столетия, снабдив изрядной дозой юмора, его закрепило в нашем сознании грузинское и русское советское кино. Но в нынешней выставке присутствует важный нюанс: она посвящена новой волне романтики, которую привнес в искусство всей Европы авангард.

В Грузии зерна авангарда легли в благодатную почву. Приверженцами новаций в изобразительном искусстве стали тифлисцы Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили, Илья и Кирилл Зданевичи, Александр Бажбеук-Меликян и Елена Ахвледиани, Ираклий Гамрекели, Сигизмунд Валишевский и другие. Многие в 1910-е, учась в Санкт-Петербурге и Москве, включились в столичную художественную жизнь. Этот арт-интернационал тесно сотрудничал с русскими единоверцами — символистами и авангардистами (обратите внимание на рукописную «книгу художника», образцы которой есть на выставке). А в начале 1920-х тифлисцы в своих исканиях добрались до Парижа. Там их знакомцами стали Марке и Модильяни, Дерен и Леже, равно как русские эмигранты Гончарова и Ларионов. Во Франции художники из Грузии выставлялись рядом с мастерами Парижской школы, а позже, по возвращении на родину, не прекращали авангардный эксперимент вплоть до конца 1920-х. Увы, это был, как и во всем СССР, «авангард, остановленный на бегу»...

Правда, в силу дружеских отношений литераторов из грузинских витязей авангарда в России лучше известны не бунтари-живописцы, а их соратники-поэты: Тициан Табидзе, Симон Чиковани, Паоло Яшвили публиковали стихи еще и в 1930-е, за что платили свободой, а то и жизнью в эпоху сталинских репрессий. Но главный герой проекта ГМИИ — доживший лишь до 1918 года гениальный самоучка (сегодня сказали бы — наивный художник) Нико Пиросманашвили. Бедняк из простонародья перенял навыки странствующих мастеров, исполнявших вывески для лавок и духанов. В своей среде он прослыл человеком со странностями. Лишь к 40 покинул поприще торговца и полностью переключился на живопись — но не академическую, а все на те же вывески и декоративные панно. За неимением холста писал их на дешевой клеенке. Жил в нищете, ночуя в подвалах. Зато сколько легенд! Вспомните хотя бы песню «Миллион алых роз»! А в реальности... Великолепие картин с изображением пастухов и трапез, девочки и гусыни, раненого солдата и морских баталий... «Привезли целый этаж Пиросмани — счастье!» — пишет в соцсети московская галеристка. Коротко и ясно!

В 50 лет Пиросмани внезапно стал знаменит: в 1912-м его «открыли» петербуржец Михаил Ле-Дантю и поэт-футурист из Тифлиса Илья Зданевич. Эти приверженцы авангарда заметили сходство работ Пиросмани с произведениями французского примитива — «Таможенника» Руссо, чье творчество поразило Матисса, Пикассо и других новаторов. Ильязд (псевдоним Зданевича) стал яростно пропагандировать в родных краях и за границей «грузинского Джотто». Этот яркий пример многих учил отбрасывать каноны и «академическую косность»...

Экспозицию построили не по хронологии, а выделив авторам персональные залы, и картины Пиросмани словно венчают пирамиду — их развесили на верхнем этаже. И справедливо: от лаконизма и безыскусности дух захватывает, как нигде больше в пространстве выставки, вместившей свыше 200 произведений живописи, станковой и театрально-декорационной графики из музейных и частных собраний России и Грузии. Печально, что прервавшиеся дипотношения России с Грузией не позволили организаторам привезти картины из главных собраний грузинского искусства — прежде всего, из Национального художественного музея в Тбилиси.

Гуаши и рисунки пером, коллажи, сценические костюмы, фотоснимки вкупе с арт-манифестами... В зале Какабадзе создан макет уличного павильона со скамьями, а за стеною крутят фрагменты кинолент, в создании которых участвовали экспоненты (Давид Какабадзе был художником-постановщиком фильма «Соль Сванетии» и «Саба», Ладо Гудиашвили — «Хабарда»). Куратор выставки Елена Каменская призналась, что для нее главным открытием стали сценографы. Среди эскизов декораций и костюмов выделяются работы Петрэ Оцхели (погиб в 1937-м, едва дожив до 30 лет).

P.S. Грузинское искусство, хотя бы горами Кавказского хребта прикрытое от удушающей доктрины соцреализма, и в позднесоветское время шло в авангарде, вдохновляя художников в СССР. Грустно, что в нынешней России 25 лет лежат под спудом, в запасниках, великолепные коллекции грузинской живописи и скульптуры, словно доказывая злокозненный тезис: «Музеи — кладбище искусства». Отрадно, что хотя бы часть этих сокровищ объединилась на выставке с работами из частных коллекций Грузии.

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3983
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 3496
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?