На чемпионате континента по легкой атлетике, недавно завершившемся в Хельсинки, удивил мастер барьерного бега на 110 метров Сергей Шубенков. 21-летний житель Барнаула не только уверенно выиграл дисциплину, в которой россияне давно не знали побед, но и обновил рекорд страны, показав лучший результат сезона Европе — 13.09 секунды.
Сразу после своего триумфа в Финляндии Шубенков дал интервью «Труду».
Мама отдавала на все виды спорта. Кроме легкой атлетики
— Сергей, помнится в 1980-е годы сильнейшей семиборкой в стране была Наталья Шубенкова …
— Да, это — моя мама. Пять раз выигрывала чемпионаты СССР, была призером игр «Доброй воли».
— Чемпионкой Европы она не была?
— Нет, но она выигрывала Кубок Европы. Сейчас мама — заместитель главы спорткомитета Алтайского края. А папа в юности неплохо бежал спринт, сейчас работает директором спортивной школы.
— Вы пришли в легкую атлетику под влиянием родителей?
— До легкой атлетики я пробовал себя в десяти видах спорта. Дело происходило примерно так: я неосторожно высказывался вслух о том, что неплохо бы позаниматься боксом (или футболом). Через минуту я об этом пожелании забывал, но мама уже на следующий день за руку меня отводила к соответствующему тренеру. Так я прошел через плавание, прыжки в воду, футбол, хоккей, волейбол, тхэквондо, бокс — где-то мое пребывание ограничивалось парой месяцев, а где растянулось года на три. Еще я три года проучился в музыкальной школе по классу фортепиано. А в легкую атлетику уже пришел сам, осознанно.
— Интерес к какому-то из этих занятий остался?
— К хоккею. За какой-то клуб не болею, но смотрю матчи НХЛ и КХЛ. А в футболе интересуют только матчи нашей сборной. Но сейчас у меня были переезды, так что даже не все игры россиян на чемпионате Европы посмотрел. А по части музыки … Уже, будучи студентом, сам купил себе гитару. Но здесь мои способности оказались значительно ниже, чем в спорте.
Российскому спорту грамотные юристы нужны
— В легкой атлетике быстро талант проявился?
— В 10 лет, еще до начала регулярных занятий, я выиграл в своем возрасте беговое двоеборье — 60 плюс 300 метров. Серьезно тренируюсь с 14 лет, но поначалу не очень успешно выступал. Хорошие результаты среди сверстников начал показывать лишь перед окончанием школы.
— Именно поэтому и не пошли в физкультурный институт?
— По этой причине тоже. В школе я хорошо учился, в аттестате имел лишь одну четверку и набрал высокий балл ЕГЭ. Без труда поступил в барнаульский университет на юридический факультет. И здесь первые четыре курса занимался «по-настоящему» — посещал все лекции. И лишь последний год, постоянно бывая в разъездах, провел в университете формально. Но диплом все-таки получил — для этого сейчас за неделю перед выездом на чемпионат Европы я даже отпрашивался из расположения сборной России.
— Какая тема диплома?
— «Ответственность авиаперевозчиков».
— Очень актуальная, если вспомнить, как три года назад над нашими легкоатлетами издевались в миланском аэропорту.
— Тогда я еще не входил в состав «взрослой» сборной России. Если теоретически рассуждать, то в каждом подобном случае следует до конца бороться за свои права, хотя бы ради того, чтобы в дальнейшем авиакомпании не причиняли неудобства пассажирам. Но на практике получается по-иному: если убыток небольшой — до 5000 рублей, то вряд буду тратить время и нервы на то, чтобы добиться справедливости. Однажды я летел из Москвы в Барнаул, и по какой-то причине самолет посадили в Новосибирске.
Представитель авиакомпании нам обещал, что компенсирует весь ущерб и бесплатно доставит нас до Барнаула. Но на деле оказалось проще за свой счет нанять водителя микроавтобуса, несмотря на то, что он, пользуясь нашими неприятностями, раза в два «вздул» обычную таксу за проезд.
— В тренерском деле хотите себя попробовать?
— На примере моего первого тренера — Надежды Владимировны Клевцовой, а также нынешнего — Сергея Александровича Клевцова, я убедился, как непросто работать и с начинающими спортсменами, и с кандидатами в сборную страны. Но иногда возникает желание попробовать себя в этой профессии. Вот только не знаю — не получится ли у меня опять, как в детстве: утром еще хочется чем-то заняться, а вечером это желание уже пропадает? (смеется)
— В сборной России отмечают ваш хороший английский. Каким образом изучали?
— На курсы не ходил, самостоятельно также не занимался. Спасибо школьной учительнице Раисе Сабельниковой. В моей гимназии было углубленное преподавание математики и информатики, а английский учили по обычной программе два раза в неделю. Но благодаря Раисе Андреевне у нас даже самые отстающие хорошо язык освоили. А вообще в первый же год абсолютно все мои одноклассники поступили, многие даже в престижные вузы Москвы. Правда, потом некоторые не закончили свои институты — или повыгоняли их, или сами бросили учебу.
Лучший друг и сосед — тренер Клевцов
— С кем в сборной России вы дружите?
— Во «взрослой» сборной — пока ни с кем. Даже с коллегами-барьеристами у меня пока дальше «здравствуй» и «до свидания» дело не пошло. Из тех, кто сейчас выступал в Хельсинки, самый близкий друг — прыгун тройным Леша Федоров из Смоленска, мой ровесник.
— А с кем на соревнованиях и сборах в одном номере селитесь?
— Со своим тренером Клевцовым. Некоторым это кажется странным. Но когда я селился с кем-то спортсменов, то любой сосед устраивал в номере бардак и считал этот состояние нормальным, категорически отказываясь привести свои вещи в порядок. Так что с Сергеем Александровичем спокойней, в бытовом плане он не создает неудобств. Наоборот — оказывает помощь.
— Во время поездок домой звоните?
— Каждый день маме и любимой девушке. Остальным — как получится. Когда есть время, я подолгу сижу в интернете, через социальные сети общаюсь с большим количеством друзей и знакомых.
— Ваша девушка — легкоатлетка?
— Нет, Аня училась со мной на юрфаке, курсом младше. Спортом никогда не занималась, но сейчас приобщается. Причем, очень интенсивно. Недавно удивила, собрав подробные сведения обо всех сильнейших барьеристах мира, а также о других легкоатлетах. Сейчас я сам даже ее иногда расспрашиваю о потенциальных соперниках.
— Кого вы считаете главным претендентом на победу в Лондоне?
— Двое американцев и китаец Лю Сянь в этом сезоне выбегали из 13 секунд. В сборной США есть еще несколько барьеристов с результатами чуть хуже 13.0. Кубинец Роблес пока не вышел на высокий уровень, но ближе к Олимпиаде вполне может «стрельнуть». Европейцы тоже пока таятся. Но к главному старту четырехлетия, несомненно, готовятся особо. Для сравнения: по итогам прошлого сезона восьмой в Европе результат был 13.56 секунды, а сейчас – уже 13.48. И ведь многие его еще улучшат. Надеюсь, россиянам также это будет по силам.
«Лучшее место отдыха – диван»
— Вас тренер сборной России освободил от отбора. А где будет ближайший старт?
— Чемпионат России я смотрел «вживую» в Чебоксарах с трибун стадиона, не прекращая планомерные тренировки. По его окончанию уехал домой на несколько дней, оттуда через Москву — на этап Бриллиантовой Лиги, в Лондон. А до сей поры ни я, ни кто-либо из сборной России, с кем я хорошо знаком, в Англии пока не были. Так что и спросить даже не у кого.
— Жители Барнаула любят хвалить свою природу. А вы?
— Специфика моей жизни такова, что после физической нагрузки лучший вид отдыха — лежать на диване. Если бы у меня была сидячая работа, наверное, тянуло бы в горы и тайгу. А пока даже однодневные вылазки на природу оставили неприятные впечатления.
— Какие-то неприятности случались?
— Только из-за погоды. В мороз или в слякоть ведь не пойдешь на природу. А когда в летнее время я выбирался в лес, там целый день страдал от жары. Нет, большой спорт несовместим с туризмом.
— С кем из известных земляков вы знакомы?
— С футболистом Алексеем Смертиным однажды летел из Барнаула в Москву. Нас друг другу не представили, а подходить к нему я не решился. С многократной чемпионкой мира по прыжкам в длину Татьяной Котовой я знаком всю жизнь. Ведь моя мама по своей работе много лет с ней общается.
Досье
Шубенков Сергей Владимирович
Родился в г. Барнауле 4 октября 1990 года
В июне 2012 года получил диплом выпускника Алтайского государственного университета, юридического факультета.
Победитель чемпионата Европы 2012 года в беге на 110 метров с барьерами.
Родители — известные легкоатлеты.