То, что произошло в Перми 15 июля поздним вечером, вообще-то говоря, назревало. Два года назад в центре города автомашиной был насмерть сбит мальчик. Сейчас - 12-летняя девочка. Тогда виновником гибели ребенка оказался Агабек Мамедов, человек известный в правоохранительных органах, - с ним даже здоровались за руку прибывшие на место происшествия милиция и работники прокуратуры.
Местная Фемида решает до сих пор, как поступить с адвокатом Мамедовым. Потому что сначала вынесли ему условное наказание. Возмутились родители погибшего мальчика и пермская общественность. К тому же адвокат Мамедов игнорировал судебные слушания, отлеживался в больнице, а потом и вовсе оттуда исчез - был объявлен в розыск. Дескать, а был ли мальчик?
Поэтому нынешний самосуд, учиненный на одной из главных улиц Перми - Комсомольском проспекте - свидетелями гибели девочки, сбитой автомашиной "ВАЗ-21093", стал в какой-то мере следствием того инцидента. Сейчас милиция разбирается: был ли водитель в наркотическом или алкогольном опьянении, но факт остается фактом - мчался он на приличной скорости, если тормозной путь, по словам сотрудника пресс-службы краевого ГУВД, составлял больше двадцати метров. По имеющейся информации, потом, когда дело шло к самосуду, якобы милиция "охраняла нерусского". Чувствуете удесятеренную подоплеку мордобития?..
Да, двенадцатилетняя девочка переходила дорогу в неустановленном месте. Но ее сбили насмерть на глазах многих людей. Снова, как и два года назад, сбил выходец с Кавказа. Мало того, приехали на подмогу его соплеменники. Как ни глушите национальную подоплеку, но она все равно вылезает на поверхность.
Сидевшему за рулем, можно сказать, повезло. Рядом - здание ГУВД. Но отбили водителя, заметьте, только силами трех нарядов патрульно-постовой службы. Такова была солидарная ярость свидетелей ДТП, преимущественно молодых людей. И даже когда его сопроводили в дежурную часть, в машину виновника гибели девочки полетели стеклянные бутылки из-под пива, отрекошетившие осколками в милиционеров.
Нелепо оправдывать самосуд. Но, наверное, он - примета времени, отчаянная и жестокая. Дай Бог, последняя. Если правосудие наконец перестанет делиться на то, что для всех и что для "избранной клиентуры".