Выставку, открывшуюся в Музее современной истории, можно считать московской презентацией молодого, созданного шесть лет назад аукционного дома, поскольку предыдущие две экспозиции проходили в Британском посольстве и в Доме приемов МИД России на Спиридоновке. Да и длились они по
В отличие от своих «старших коллег» Sotheby’s и Christie’s, универсальных по интересам, MacDougall’s специализируется прежде всего на русском искусстве. Благо одна из основательниц Екатерина Макдугалл — россиянка по происхождению, представительница семьи, где уже в четвертом поколении коллекционируют искусство. Своей страстью ей удалось зажечь супруга, канадца Уильяма Макдугалла. И теперь, по данным, предоставленным торговым домом, объем его продаж русской живописи даже превышает таковой у Sotheby’s и Christie’s (25,8 млн. фунтов стерлингов в 2010 году против 23,8 и 19,5 соответственно). Правда, MacDougall’s не торгует
Понятно, что для столь ответственного показа, как нынешний, надо было найти
Кустодиев обожал дочь и писал ее буквально каждый день. Сейчас практически все известные портреты Ирины находятся в российских музеях — кроме этого полотна, что объясняется его почти детективной историей. Картина была направлена на крупную «Балтийскую выставку» 1914 года в Швецию, откуда
Другим
Кроме того, гордостью экспозиции является пейзаж Мартироса Сарьяна «Улица кавказского города» — одна из пяти чудом уцелевших картин парижского периода (1926–1928): почти все они сгорели при пожаре на пароходе во время возвращения художника на родину, и лишь эти несколько полотен, отобранных Сарьяном для продажи, были оставлены им у парижских друзей, попав затем в разные коллекции. Эту работу внучка Сарьяна отыскала в Новой Зеландии и сейчас хочет купить на аукционе для музея своего деда в Ереване.
Несомненно, привлекут внимание зрителя «Палата царя Берендея» Николая Рериха, жанровая сцена из итальянской жизни «Новый браслет» Генриха Семирадского… Иными словами, представлены работы на все вкусы аукционной публики — от любителей классики («Сосновый лес» Ивана Шишкина) до утонченных ценителей примитива («Пастух в бурке на красном фоне» Нико Пиросмани).
Для тех же, кому цены в сотни тысяч фунтов не по карману, — коллекция не менее мастерских, но в десятки раз более дешевых графических работ того же Кустодиева и его современников. Правда, их в Москву не привезли — очевидно, предлагая желающим увидеть вещи в натуре ехать прямо в Лондон на торги, которые пройдут в начале июня. MacdouGall’s гордится тем, что первым среди лондонских аукционистов начал специализированные торги русской графикой, и соблазняет публику ценами всего в несколько тысяч фунтов за работы великих Бенуа, Добужинского и им подобных. Очевидно, тут некий стратегический расчет — расшевелить этот пока еще не очень активный сегмент