Как близки и понятны россиянам эти строки из "Золотого теленка", написанного в начале прошлого века. Нет, конечно, все эти годы, особенно в последнее время, дороги строились, прокладывались скоростные магистрали, покрывались асфальтом проселки. Сейчас ежегодно вводится в строй семь-восемь тысяч километров новых или реконструированных шоссе. Но вдумайтесь в цифры, которые привел на днях первый заместитель министра транспорта Игорь Слюняев: федеральная сеть дорог насчитывает 47 тысяч километров, а потребность определена в 90 тысяч. Десять процентов населения России проживает в условиях бездорожья, это 37 тысяч населенных пунктов и 15 миллионов человек, которые не имеют круглогодичного сообщения с региональными столицами, большими городами. Между прочим, на дворе XXI век.
Но даже не это самое главное. Игоря Слюняева, который одновременно с ответственным министерским постом возглавляет Государственную службу дорожного хозяйства ("Росавтодор") беспокоит несоответствие практики ремонтов дорог с существующими ГОСТами. По документам, межремонтные сроки определяются в 4 - 6 лет, а в жизни подрядные организации дают гарантию всего на год. Вот поэтому каждую весну начинается великое латание российских "автобанов". Это отвлекает значительные финансовые и материальные средства от строительства новых дорог. Главная причина такого сизифова труда - крайне низкое качество битума, который является основной составной частью асфальтобетона. Дошло до того, что битум стали завозить аж из Венесуэлы! И знаете, это оказалось выгодно, так как дороги, покрытые тропическим асфальтом, можно эксплуатировать в наших северных условиях без ремонта целых семь лет.
Кажется, этому безобразию (дыркам в дорогах и заморскому асфальту) может наконец прийти конец. "Росавтодор" и НК ЮКОС подписали рамочное соглашение о проведении в 2002 году сертификации дорожных битумов, производимых на нефтеперерабатывающих заводах компании.
- Мы провели анализ перспектив развития рынка нефтепродуктов в России и за ее пределами, - говорит президент компании ЮКОС РМ (переработка и сбыт) Николай Бычков, - и пришли к выводу, что рыночная ниша под названием "дорожный битум" еще не занята. Россия существенно отстает от ведущих зарубежных стран и по объемам производства битума, и по его качеству. На душу населения мы в девять раз меньше производим битума, чем в близкой нам по климатическим условиям Канаде. В то же время существующие отечественные мощности загружены всего на 50-60 процентов. А если взять качественные характеристики, то там отрыв еще более удручающий - долговечность дорожного покрытия в зарубежных странах в 3-5 раз выше, чем у нас.
В общем, непаханое поле. Пахарь появился. ЮКОС подошел к проблеме с размахом. Сначала изучили международный опыт, пригласили консультантов из крупнейшей в мире компании по производству битумов - американской корпорации Koch Materials Company, провели ревизию мощностей и пришли к выводу, что для оправдания крупных инвестиций необходим пакет долгосрочных заказов. Ведь согласно десятилетней программе развития битумного производства компании в европейской части страны и в Восточной Сибири уже выделено десять миллионов долларов. В дальнейшем инвестиции возрастут в несколько раз, чтобы через три-пять лет выйти на широкомасштабное производство битумов мирового качества.
- Нам нужны долгосрочные заказы, - продолжает Николай Бычков, - а заказчик номер один - это, конечно, "Росавтодор", его региональные отделения.
Партнеры действительно необходимы друг другу. Дорожники задыхаются без качественного битума, ну не возить же его из Венесуэлы к нам, в нефтедобывающую страну! А ЮКОС не скрывает, что думает о прибыли, но готов вложить в новое, по сути, производство многие десятки миллионов долларов. Для этого ему нужна уверенность, что модернизированный продукт найдет сбыт. При этом подчеркивалось, что ни о каких преимуществах для нефтяной компании речи в подписанном соглашении не идет - битум отныне будут закупать на открытых торгах и публичных тендерах. Просто поднимается планка качества.
Чтобы сказку сделать былью, надо изрядно потрудиться. Дело в том, что нефть, поступающая на российские НПЗ, содержит большое количество парафинов, что сильно снижает пластичность, термостойкость, долговечность дорожных битумов. Теперь понятно, почему наши дороги летом плывут, а зимой трескаются. Поэтому первое инвестиционное направление программы ЮКОС связано с коренной модернизацией установок по производству битумов, свободных от парафиновых углеводородов.
Второе направление - организация совместно с отделениями "Росавтодора" производства битумов непосредственно в регионах. Так легче учитывать особенности климата каждой области, а также существенно сократить расходы на транспортировку и обогрев битумов.
Кстати, компания ЮКОС разместила на "Азовмаше" заказ на производство автоцистерн с паровой рубашкой, которые дают возможность перевозить битумы на большие расстояния. В нынешнем году завод выпустит две с половиной тысячи автоцистерн, в будущем - еще полторы тысячи. Все другое оборудование, включая технологические установки для НПЗ, компания намерена получить в России, за ее пределами закупят только отдельные блоки, которые у нас не производят. Таким образом, еще раз подтверждается тезис о том, что инвестиции в дорожное хозяйство выгодны для страны. Из каждого рубля, направленного сюда, двадцать копеек возвращается в бюджеты всех уровней в виде налогов, а пятьдесят копеек идет на приобретение ресурсов.
Теперь о третьем направлении инвестиционной программы ЮКОСа. Это, собственно, производство модифицированных битумов. Добавление в битум полимерных присадок повысит его теплостойкость и морозоустойчивость (на двадцать процентов), пластичность (на сорок процентов), сопротивляемость к нагрузкам. Показания эластичности и растяжимости нового чудо-материала значительно повышают способность дорожного покрытия к "самоизлечению" при деформации.
И, наконец, четвертое. НПЗ, входящие в компанию ЮКОС, будут производить новый для России продукт - битумные эмульсии. Их основное преимущество - меньшая вязкость, их не надо нагревать до высоких температур, как обычные битумы, что особенно важно при проведении дорожных работ и хранении битумов в зимний период и в холодных регионах.
Таковы основные направления "асфальтовой революции", затеянной ЮКОСом и "Росавтодором". Подписанное апрельское соглашение может действительно стать историческим. Оно позволит в ближайшие месяцы государственной дорожной службе и частной компании отладить жесткий механизм взаимодействия и обеспечить поставку модифицированных битумов. Автовладельцы смогут уже в текущем году попробовать автодороги с новым покрытием, которые будут служить до нового ремонта как минимум четыре-пять лет.
- Произошло достаточно принципиальное событие, - сказал в заключение Игорь Слюняев. - Мы впервые увидели совершенно другой, системный подход к проблеме от производителя битумов. Достигнута договоренность о реализации полноразмерной программы действий по коренной модернизации российских дорог. Совместные меры будут касаться не только предприятий ЮКОСа, но и дорожных организаций. Мы теперь не будем приобретать некачественные битумы.
Радует, что здесь нет ни грамма кампанейщины и идеологии типа "Сделаем наши дороги лучшими в мире!". Кто конкретно сделает? Когда? На какие средства? Пошумели и забыли. Теперь все по-другому. Частная компания увидела возможность заработать, то есть сначала вложить деньги, а потом с лихвой вернуть их. И слава Богу!
Смущает только один момент: на сегодняшний день ЮКОС занимает 16 процентов на рынке дорожных битумов, в ближайшие год-два компания намерена увеличить эту долю до двадцати процентов. То есть только каждый пятый километр будет покрыт модернизированным асфальтом. Но есть надежда, что и остальные нефтяные компании не будут сидеть сложа руки. Начнется конкуренция, и тогда (а вдруг это все-таки случится?) Россия наконец получит первоклассные дороги. Устали мы без них.
TXT: