Главная Жизнь 01:01 17 Апреля 2002 143
ШЕЛ ЮКОС ПО ШОССЕ...
"Жизнь страны менялась с каждым столетием. Менялась одежда, совершенствовалось оружие... Затрубили автомашины. А дорога осталась такой же, какой была при Соловье-разбойнике. Горбатая, покрытая вулканической грязью или засыпанная пылью, ядовитой, словно по
Байгаров Сергей

Как близки и понятны россиянам эти строки из "Золотого теленка", написанного в начале прошлого века. Нет, конечно, все эти годы, особенно в последнее время, дороги строились, прокладывались скоростные магистрали, покрывались асфальтом проселки. Сейчас ежегодно вводится в строй семь-восемь тысяч километров новых или реконструированных шоссе. Но вдумайтесь в цифры, которые привел на днях первый заместитель министра транспорта Игорь Слюняев: федеральная сеть дорог насчитывает 47 тысяч километров, а потребность определена в 90 тысяч. Десять процентов населения России проживает в условиях бездорожья, это 37 тысяч населенных пунктов и 15 миллионов человек, которые не имеют круглогодичного сообщения с региональными столицами, большими городами. Между прочим, на дворе XXI век.
Но даже не это самое главное. Игоря Слюняева, который одновременно с ответственным министерским постом возглавляет Государственную службу дорожного хозяйства ("Росавтодор") беспокоит несоответствие практики ремонтов дорог с существующими ГОСТами. По документам, межремонтные сроки определяются в 4 - 6 лет, а в жизни подрядные организации дают гарантию всего на год. Вот поэтому каждую весну начинается великое латание российских "автобанов". Это отвлекает значительные финансовые и материальные средства от строительства новых дорог. Главная причина такого сизифова труда - крайне низкое качество битума, который является основной составной частью асфальтобетона. Дошло до того, что битум стали завозить аж из Венесуэлы! И знаете, это оказалось выгодно, так как дороги, покрытые тропическим асфальтом, можно эксплуатировать в наших северных условиях без ремонта целых семь лет.
Кажется, этому безобразию (дыркам в дорогах и заморскому асфальту) может наконец прийти конец. "Росавтодор" и НК ЮКОС подписали рамочное соглашение о проведении в 2002 году сертификации дорожных битумов, производимых на нефтеперерабатывающих заводах компании.
- Мы провели анализ перспектив развития рынка нефтепродуктов в России и за ее пределами, - говорит президент компании ЮКОС РМ (переработка и сбыт) Николай Бычков, - и пришли к выводу, что рыночная ниша под названием "дорожный битум" еще не занята. Россия существенно отстает от ведущих зарубежных стран и по объемам производства битума, и по его качеству. На душу населения мы в девять раз меньше производим битума, чем в близкой нам по климатическим условиям Канаде. В то же время существующие отечественные мощности загружены всего на 50-60 процентов. А если взять качественные характеристики, то там отрыв еще более удручающий - долговечность дорожного покрытия в зарубежных странах в 3-5 раз выше, чем у нас.
В общем, непаханое поле. Пахарь появился. ЮКОС подошел к проблеме с размахом. Сначала изучили международный опыт, пригласили консультантов из крупнейшей в мире компании по производству битумов - американской корпорации Koch Materials Company, провели ревизию мощностей и пришли к выводу, что для оправдания крупных инвестиций необходим пакет долгосрочных заказов. Ведь согласно десятилетней программе развития битумного производства компании в европейской части страны и в Восточной Сибири уже выделено десять миллионов долларов. В дальнейшем инвестиции возрастут в несколько раз, чтобы через три-пять лет выйти на широкомасштабное производство битумов мирового качества.
- Нам нужны долгосрочные заказы, - продолжает Николай Бычков, - а заказчик номер один - это, конечно, "Росавтодор", его региональные отделения.
Партнеры действительно необходимы друг другу. Дорожники задыхаются без качественного битума, ну не возить же его из Венесуэлы к нам, в нефтедобывающую страну! А ЮКОС не скрывает, что думает о прибыли, но готов вложить в новое, по сути, производство многие десятки миллионов долларов. Для этого ему нужна уверенность, что модернизированный продукт найдет сбыт. При этом подчеркивалось, что ни о каких преимуществах для нефтяной компании речи в подписанном соглашении не идет - битум отныне будут закупать на открытых торгах и публичных тендерах. Просто поднимается планка качества.
Чтобы сказку сделать былью, надо изрядно потрудиться. Дело в том, что нефть, поступающая на российские НПЗ, содержит большое количество парафинов, что сильно снижает пластичность, термостойкость, долговечность дорожных битумов. Теперь понятно, почему наши дороги летом плывут, а зимой трескаются. Поэтому первое инвестиционное направление программы ЮКОС связано с коренной модернизацией установок по производству битумов, свободных от парафиновых углеводородов.
Второе направление - организация совместно с отделениями "Росавтодора" производства битумов непосредственно в регионах. Так легче учитывать особенности климата каждой области, а также существенно сократить расходы на транспортировку и обогрев битумов.
Кстати, компания ЮКОС разместила на "Азовмаше" заказ на производство автоцистерн с паровой рубашкой, которые дают возможность перевозить битумы на большие расстояния. В нынешнем году завод выпустит две с половиной тысячи автоцистерн, в будущем - еще полторы тысячи. Все другое оборудование, включая технологические установки для НПЗ, компания намерена получить в России, за ее пределами закупят только отдельные блоки, которые у нас не производят. Таким образом, еще раз подтверждается тезис о том, что инвестиции в дорожное хозяйство выгодны для страны. Из каждого рубля, направленного сюда, двадцать копеек возвращается в бюджеты всех уровней в виде налогов, а пятьдесят копеек идет на приобретение ресурсов.
Теперь о третьем направлении инвестиционной программы ЮКОСа. Это, собственно, производство модифицированных битумов. Добавление в битум полимерных присадок повысит его теплостойкость и морозоустойчивость (на двадцать процентов), пластичность (на сорок процентов), сопротивляемость к нагрузкам. Показания эластичности и растяжимости нового чудо-материала значительно повышают способность дорожного покрытия к "самоизлечению" при деформации.
И, наконец, четвертое. НПЗ, входящие в компанию ЮКОС, будут производить новый для России продукт - битумные эмульсии. Их основное преимущество - меньшая вязкость, их не надо нагревать до высоких температур, как обычные битумы, что особенно важно при проведении дорожных работ и хранении битумов в зимний период и в холодных регионах.
Таковы основные направления "асфальтовой революции", затеянной ЮКОСом и "Росавтодором". Подписанное апрельское соглашение может действительно стать историческим. Оно позволит в ближайшие месяцы государственной дорожной службе и частной компании отладить жесткий механизм взаимодействия и обеспечить поставку модифицированных битумов. Автовладельцы смогут уже в текущем году попробовать автодороги с новым покрытием, которые будут служить до нового ремонта как минимум четыре-пять лет.
- Произошло достаточно принципиальное событие, - сказал в заключение Игорь Слюняев. - Мы впервые увидели совершенно другой, системный подход к проблеме от производителя битумов. Достигнута договоренность о реализации полноразмерной программы действий по коренной модернизации российских дорог. Совместные меры будут касаться не только предприятий ЮКОСа, но и дорожных организаций. Мы теперь не будем приобретать некачественные битумы.
Радует, что здесь нет ни грамма кампанейщины и идеологии типа "Сделаем наши дороги лучшими в мире!". Кто конкретно сделает? Когда? На какие средства? Пошумели и забыли. Теперь все по-другому. Частная компания увидела возможность заработать, то есть сначала вложить деньги, а потом с лихвой вернуть их. И слава Богу!
Смущает только один момент: на сегодняшний день ЮКОС занимает 16 процентов на рынке дорожных битумов, в ближайшие год-два компания намерена увеличить эту долю до двадцати процентов. То есть только каждый пятый километр будет покрыт модернизированным асфальтом. Но есть надежда, что и остальные нефтяные компании не будут сидеть сложа руки. Начнется конкуренция, и тогда (а вдруг это все-таки случится?) Россия наконец получит первоклассные дороги. Устали мы без них.
TXT:

Жизнь 00:03 / 11 Октября 2024 10612
Охота на ведьм

У россиян бешеный спрос на услуги колдунов, тарологов и нумерологов

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: © Voller Ernst / Hermann Fuss, globallookpress.com

В Госдуме предложили карать по закону любителей навести порчу или приворожить любимого. Депутатов вдруг озаботило, что народ к колдунам, тарологам и нумерологам валом валит, спрос на их услуги бешеный —...

Жизнь 00:01 / 25 Октября 2024 9292
Даешь сыр в мышеловке

Предприимчивость и стремление граждан полакомиться сыром из мышеловки порой поражают

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
На сайтах знакомств стали пользоваться повышенным спросом матери-одиночки и разведенки с детьми. Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Вот новости последней недели. На сайтах знакомств вдруг стали пользоваться повышенным спросом матери-одиночки и разведенки с детьми. Оказывается, все дело в квартирном вопросе, вернее, в ипотеке. Льготную программу свернули...

Жизнь 00:03 / 25 Октября 2024 9074
Технопарк

Британские исследователи записали движение снежинок

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Dennis Fast, globallookpress.com

В пятницу, 25 октября, свой праздник отмечают работники кабельной промышленности. В такой же день в 1879 году компании «Сименс и Гальске» было выдано разрешения на проведение работ по производству...

Жизнь 17:01 / 19 Октября 2024 7072
Пора мыть рот с мылом!

Москва стала лидером «матерщинного» рейтинга

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: © Mauricio Jordan de Souza Coelho, globallookpress.com

Вот те на! Самым матерящимся городом в стране названа Москва. Столице удалось пробить Дно (город с таким названием в Псковской области в прошлом году стал лидером «матерщинного» рейтинга). На втором...

Жизнь 00:01 / 25 Октября 2024 6652
Календарь: 25 октября

В этот день в 1957 году суд признал Рудольфа Абеля виновным в шпионаже

Труд
Рудольф Иванович Абель (настоящее имя Вильям Генрихович Фишер). Фото: globallookpress.com

1653 В царствование Алексея Михайловича издан Таможенный устав, установивший единую рублевую пошлину на территории России. 1762 Екатерина Великая своим указом повелела заселить малообжитые районы России, в том числе Поволжье...

Жизнь 00:01 / 25 Октября 2024 6036
Бастрыкин, помоги!

Многодетные жители деревни Сабры, что в Ленинградской области, пожаловались главе СКР на… жизнь в деревне

Алекс Зверев
Труд
Александр Иванович просьбе внял: в районную администрацию наведалась проверка. Фото: Гавриил Григоров/пул Кремля, globallookpress.com

Следственный комитет РФ стал последней инстанцией для многодетных семей из маленькой деревни Сабры, что в Ленинградской области. Квартирный вопрос им решить помогли, но ведь для жизни нужна не только крыша над головой. Расстояние...

Жизнь 00:02 / 25 Октября 2024 6011
Бабушка или няня?

Вот вам, родители, задание на каникулы: найти ответ на этот вопрос

Марина Крючкова
Труд
Фото: © michael steiner, globallookpress.com

Ну вот и каникулы — в большинстве российских школ они продлятся всю следующую неделю. О головной боли родителей, с кем же оставить детей на пять рабочих дней, напоминают даже поисковики. Что бы...

Жизнь 19:01 / 26 Октября 2024 5763
Последняя колонка

59% россиян сталкиваются с профессиональным выгоранием - Mainsgroup

Труд
Фото: © Jonathan Ford, globallookpress.com

Многовато для ухи Жителя Иркутской области на трассе остановили полицейские: из машины несло рыбой. Нюх не обманул служителей правопорядка: в салоне и багажнике оказалось 15 ящиков с уловом — 1660...

Жизнь 19:01 / 26 Октября 2024 5196
Драку заказывали?

Выяснение бытовых отношений выходит на новый уровень. Обиженным проще оплатить акт отмщения по сходной цене

Максим Башкеев
Труд
Оказывается, если у кого-то сгорела машина, это могла быть чья-то месть. Фото: Imago/www.imago-images.de, globallookpress.com

Выяснение бытовых отношений выходит на новый уровень. Самому скандалить или заниматься рукоприкладством с риском получить сдачи уже не модно. Сегодня обиженным проще оплатить акт отмщения по сходной цене. Нынешней осенью...

Жизнь 00:03 / 08 Ноября 2024 5038
…И о погоде

11 ноября в Баку стартует климатический саммит ООН

Марина Крючкова
Труд
Последствия наводнения в Валенсии, Испания, 4 ноября 2024 г. Фото: globallookpress.com

«Природа сошла с ума!» — вздыхаем мы, наблюдая за нынешними погодными качелями, когда на смену самой дождливой в истории метеонаблюдений в Москве пятницы, 1 ноября, уже через два дня...

Бизнесмены и чиновники спорят, сколько нам нужно мигрантов. А вы-то сами как думаете?

Александр Киденис
Труд
Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

С января по сентябрь 2024 года Россию покинули более миллиона иностранных рабочих. В Узбекистан, по сообщениям местных источников, вернулись свыше 450 тысяч граждан, в Таджикистан — 350 тысяч, в Киргизию —...

Жизнь 00:03 / 11 Октября 2024 4397
СВО: кому верить?

В информационном пространстве развернулось ожесточенное противостояние 

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Vladimir Baranov, globallookpress.com

Чем дольше длится СВО, тем ожесточеннее битвы в информационном пространстве. Но речь здесь не о противостоянии российских СМИ пресловутому ЦИПсО, а о нашей, внутренней войне, вовлеченными в которую оказываются...

Были уничтожены по меньшей мере полтора десятка сотрудников Государственного бюро расследования

Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ, globallookpress.com

В рамках специальной военной операции российские ракетные войска нанесли удар по штабу Государственного бюро расследования (ГБР) Украины в подконтрольном правящему на Украине политическому режиму городе Запорожье. Об этом рассказал РИА Новости...

До полного окружения противника остаются считанные километры

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Подразделения участвующих в специальной военной операции Вооруженных сил России зашли в центр Курахово в Донецкой Народной Республике. Об этом, как сообщает РИА Новости, рассказал советник главы ДНР Ян Гагин. «Наши боевые порядки находятся...

Жизнь 00:01 / 11 Октября 2024 3807
Доигрались?

Почему вдруг столько внимания новой детской игре?

Марина Крючкова
Труд
Фото: © Mike Maple, globallookpress.com

Да что же они как сговорились! То депутаты Госдумы заявляют, что разрабатывают-де закон о запрете пропаганды квадробинга — очередного увлечения школяров 8-14 лет, уже ставшего субкультурой. А теперь вот...

Жизнь 00:15 / 11 Октября 2024 3384
Календарь: 11 октября

В этот день в 1552 году войска Ивана Грозного взяли Казань

Труд
Иван IV Грозный возвращается в Москву после взятия Казани. Рис. Молво. Фото: © Viktor Gritsuk, globallookpress.com

1552 Войска Ивана Грозного взяли Казань. Казанское ханство было ликвидировано, к России присоединилось Среднее Поволжье. Возникли предпосылки для продвижения на Урал и в Сибирь и расширения торговых связей со странами...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?