Главная Культура 00:03 17 Марта 2023 8938
Атлантида Городницкого

Бард, чьи песни стали народными, справляет юбилей

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Фото: Михаил Баранов/Russian Look, globallookpress.com

Знаменитому барду Александру Городницкому 20 марта исполнится 90! В родном для него городе на Неве к этой дате готовят музыкальный вечер и выставку, на которой будут представлены его фотографии, рукописи, книги.

Представьте, его первые стихи были опубликованы в 1948 году в сборнике, составленном из произведений ребят, занимавшихся в литературной студии городского Дворца пионеров. Уже тогда педагоги были уверены, что он «пойдет по литературной части». Угадали, но лишь отчасти: Александр Моисеевич пошел еще дальше, талантливо совместив лирику с физикой, став автором нескольких научных открытий и гипотез — одна его реконструкция возможной гибели Атлантиды чего стоит!

В поэтическую студию он попал случайно: хотел заниматься в кружке рисования, но та дверь оказалась запертой, а из-за соседней звучали стихи. «Я сунул туда голову и увидел черноволосого человека в офицерской форме, который, как я потом узнал, читал строки Франсуа Вийона в переводе Эренбурга. Мне захотелось в этом участвовать. Получил задание написать два стихотворения или один рассказ. Через две недели принес стихотворения, одно — про умирающего гладиатора — подозрительно смахивало на Лермонтова. Меня приняли», — рассказывал он «Труду» пять лет назад, перед прошлым юбилеем.

Мы общались в служебном помещении Большого зала Петербургской филармонии. В тот вечер Александр Моисеевич давал концерт. Волновался, как новичок.

— А я и есть новичок, мне впервые предстоит выйти на филармоническую сцену, — объяснил он. — Для меня это храм музыки, в который я еще школьником, потом студентом Горного института ходил на концерты великих дирижеров. Первые исполнения симфоний Шостаковича. Маэстро Мравинский, Ферреро, Стоковский — какие имена!.. И вдруг меня зовут туда, где выступали эти боги...

Тот его концерт прошел при аншлаге. Он отвечал на записки из зала, читал стихи — свои и любимых авторов, пел, извиняясь, что делать этого «совсем не умеет», но исполнял песни так, что за душу брало крепко! Рассказывал об экспедициях, а их на его долю выпали десятки. Исследователь истории Земли, дрейфа континентов, магнитных полей, строения океанской литосферы — где только он не побывал! Добрался даже до... Атлантиды.

Случилось это в 1984 году. Во время североамериканской экспедиции в районе подводной горной гряды недалеко от Гибралтара команда научного судна «Витязь» наткнулась на сооружения, похожие на городские развалины. Городницкий погружался под воду в специальном аппарате. Согласно его гипотезе, именно там находилась легендарная страна, погибшая в результате столкновения гигантских материковых плит — Африканской и Евроазиатской.

О ней он грезил еще в начале своей научной карьеры. А подвигли к тому, как он, шутя, говорил, питерские эрмитажные Атланты — те самые, что «держат небо на каменных руках». Его знаменитая песня о них была написана на борту военного парусника «Крузенштерн», в штормовую погоду в северной части Атлантического океана в далеком 1963-м. В конце 2010-х она стала неофициальным гимном Эрмитажа.

— Идея не моя, а директора музея Михаила Пиотровского, — рассказывает бард. — В белую ночь 20 мая 2018 года у Атлантов собралось несколько тысяч человек, откликнувшихся на мое приглашение вместе попеть. Сам не ожидал, что соберется столько людей! Был и Михаил Борисович. И выступил с этим неожиданным предложением. Авторские права остались за мной. Но, конечно, Эрмитаж может использовать песню совершенно бесплатно.

Оформили все, как положено, подписав договор. На торжественной церемонии Городницкий прочитал стихотворение «Восхожденье к Эрмитажу», спел своих «Атлантов». Отныне они регулярно звучат на декабрьском празднике, посвященном Дню рождения всемирно знаменитого музея.

На счету ученого барда еще одна торжественная песня — официальный гимн Санкт-Петербурга на музыку Глиэра из балета «Медный всадник». Александр Моисеевич написал на духоподъемный мотив такие строки: «Поем тебя мы, наш город величавый,/ Рожденный в боях и дыму баррикад. Твой каждый камень овеян славой,/ Седой Петербург-Петроград-Ленинград»...

С ним интересно разговаривать. Читать его книги о Земле, стране, людях. Слушать и исполнять его песни. Многие из них давно считаются народными, нередко это приводило к забавным казусам. Несколько лет назад в Иркутске после выступления перед геологами те поблагодарили его: «За то, что знаете наши песни!».

Прямая речь

Юлий Ким: Поэт — мембрана своего времени

— Сейчас уже трудно сказать, когда я впервые услышал песни Александра Городницкого и при каких обстоятельствах мы лично познакомились. Думаю, это случилось в начале 1960-х годов, когда я вернулся в Москву после работы по распределению на Камчатке. Примерно тогда же состоялось и мое знакомство с творчеством Булата Окуджавы, Александра Галича, с ними самими и другими нашими замечательными бардами. Но подробности вряд ли важны. А важно то, что нашему Александру Моисеевичу вот-вот стукнет 90. Десять лет назад он вошел в клуб 80+, мы тогда отметили это всем прогрессивным миром, мною даже была написана на его музыку и исполнена хором песенка «Мы патриархи». А еще раньше состоялась наша совместная концертная поездка по северам, которая, правда, желаемого финансового результата не дала, зато мы замечательно подружились, следствием чего явилось стихотворение, которое так и называется «Юлий Ким и Городницкий». Вот его первые строчки: «Юлий Ким и Городницкий,/ Две заслуженных гитары,/ Две почтенных седины./ Песни бардовской титаны,/ Колебатели струны».

Мне кажется, эта аттестация и сейчас актуальна, надеюсь, она вновь прозвучит при скором чествовании Александра Моисеевича уже в связи с его вступлением в ряды клуба 90+.

Он бард первого призыва. Нас уже не так много, но наш отряд по-прежнему в строю во главе с еще более старшим, чем мы, Дмитрием Антоновичем Сухаревым... Когда говоришь о творчестве Александра Моисеевича, в голову само собой приходит слово «романтик». В этом качестве у него, пожалуй, нет конкурентов среди бардов любого призыва. Есть и несколько других специальных, «Аликовых» тем — например, еврейская, по глубине погружения в которую мне опять-таки трудно сравнить его с кем-либо еще: им не только сочинена целая книга песен о еврейской судьбе, но снят фильм о культуре идиш — трогательный и грустный.

Но, конечно, как всякий чуткий сердцем поэт, он отразил самый широкий круг влияний времени. Это светлые надежды 50-х, 60-х, 80-х годов, которые сменились тревогой 90-х и еще более тревожными настроениями нынешних дней. Настоящий поэт не может пройти мимо этого, потому что он — мембрана своего времени.

Некоторые из его песен до такой степени ушли в народ, что существуют как бы вне связи с их автором. Известно, что где-то на севере ему показали место, где якобы похоронен автор знаменитой песни «От злой тоски не матерись»«, особенно популярной у тех, кто отсиживал свои неповинные сроки в сталинских лагерях.

Александр Моисеевич всегда был в гуще бардовского движения и в СССР, и в постсоветской России. Довольно рано — и совершенно заслуженно — начал возглавлять жюри бардовских фестивалей, будучи более кого-либо из нас в курсе новейших имен и течений.

Замечательная особенность нашего юбиляра — равная причастность к научной и поэтической деятельности. Причем в академические занятия он вкладывает столько же страсти, сколько в поэзию. Так, он — непримиримый противник теории глобального потепления, о спекулятивности которой не устает говорить в своих многочисленных работах и выступлениях. Но так же непоколебимо он убежден в существовании Атлантиды, посвятил этой теме немало сил и времени, а однажды даже опустился на дно морское на глубину около пяти километров.

Недавно один журналист сказал мне: вы, барды, несовременны уже потому, что теперь в моде марши, а не лирика. На это могу ответить, что одна из самых потрясающих песен Городницкого, ставшая в какой-то степени даже гимном поколения, особенно если речь о питерской его ветви — «Атланты». Типичный марш, под который можно свободно и гордо шагать. Все дело в содержании, которое автор вкладывает в свое произведение. Наверняка найдутся те, кто пойдет за авторами множества сегодняшних маршей. А я пойду за Городницким.

Записал Сергей Бирюков

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9504
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7196
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?