Один из самых популярных видов спорта – биатлон – приносит в последнее время нашим болельщикам сплошные разочарования. Недавно завершившийся чемпионат мира стал самым неудачным в российской истории! И это несмотря на серьезное финансирование и приглашение очередного иностранного специалиста в тренерский штаб. Кто виноват и что делать? Вечные вопросы...
Александр Привалов, самый титулованный российский тренер по биатлону
– Сейчас дам лишь предварительную оценку наших перспектив. Антон Шипулин и Евгений Гараничев, несмотря на неудачи в Норвегии, продолжают входить в мировую элиту. При правильно поставленном тренировочном процессе они на следующий год смогут реабилитироваться. Параллельно с ними и другими мастерами международного уровня в российской сборной готовится и молодежный состав. Бабиков, Елисеев и несколько других перспективных биатлонистов способны в хорошем состоянии подойти к Олимпийским играм. Сейчас главное – разработать для них оптимальный план подготовки непосредственно к Пьончангу, а не к промежуточным стартам. Не помешало бы вспомнить кое-что из советских методик по части долгосрочного планирования. В женской сборной все еще сложнее. Да, у нас есть талантливая молодежь. Но не уверен, что получится за оставшиеся два года до Игр довести их до уровня мировой элиты.
Анфиса Резцова, трехкратная олимпийская чемпионка
– Ни одной медали на чемпионате мира – это кошмар. При всем том кризисе, который переживает наш вид спорта, все равно у нас есть мастера высокого уровня, в первую очередь Шипулин и Гараничев. И ведь по ходу сезона они стабильно выступали. Устали? Психологически перегорели до главного старта? Насколько мне известно, атмосфера в команде сейчас, мягко говоря, далека от идеальной.
Но в любом случае есть проблемы и более глобальные. Да, у нас северная страна, у нас долго лежит снег, у нас много молодежи, желающей заниматься биатлоном, который в последнее время уступает по популярности разве что футболу. Но многим семьям не по карману купить ребенку лыжи, палки, крепления, костюм. А чем дальше от Москвы, тем хуже ситуация с доходами. Я сама выросла в бедной многодетной семье. Но с той поры, как занялась лыжами, мои родители не потратили на меня ни копейки – тогда это было доступно. Пойдем дальше. Самые перспективные из юных спортсменов в советское время тренировались вместе с лидерами национальной сборной. Это повышало конкуренцию в главной команде, а мы, молодые лыжники и биатлонисты, наглядно учились у знаменитых чемпионов. Сейчас преемственность нарушена. И вообще, из всех у нас сохранилась лишь одна традиция: оглашать яркие лозунги и раздувать победные итоги. Даже там, где их на самом деле давно нет.
Анна Богалий, двукратная олимпийская чемпионка
– Лидеры нашей сборной явно промахнулись с выходом на пик формы к чемпионату мира. Заметны психологические недоработки, яркий пример – Гараничев. Есть и откровенные тренерские и организационные просчеты. Ну не следовало по ходу сезона выматывать опытных биатлонистов поездками в Америку. И не надо было молодых спортсменов ставить на одну-другую гонку, чтобы потом их, шокированных неудачей, задвинуть куда подальше. Нужно давать возможность всем перспективным гонщикам выступить на целом блоке этапов. И вообще, требуется индивидуальный подход к каждому спортсмену. У меня же сложилось впечатление, что всех их стремились максимально выжать на каждом этапе.
Хотя корни проблем уходят в детский спорт. Знаю об этом не понаслышке, поскольку сейчас сама работаю в этой сфере. Нужна стройная система. Возьмите детские школы. Одни относятся к системе образования, другие – к спортивным ведомствам, третьи – к досуговым центрам. Доходит до абсурда: даже если есть хорошее финансирование, в силу бюрократических причин невозможно отправлять команды на крупные детские турниры. Надо менять и порочную систему тендеров в закупке инвентаря. Из-за нее спортшколы в итоге получают экипировку самую худшую из всех возможных вариантов. Зачастую на этом наживаются перекупщики. В Европе на каждом этапе работают профессионалы. Там давно налажена система платных инструкторов, которые учат новичков азам лыжной техники. У нас этого нет. Тренер вынужден одновременно одних учеников готовить к ответственным соревнованиям, а других – просто учить стоять на лыжах. Надо наконец-то создать современные винтовки для спортсменов массовых разрядов, потому что для всех молодых биатлонистов оружие в Германии закупить невозможно. Надо строить лыжни для спортсменов высокого уровня... Да много еще чего надо! А главное, надо засучить рукава и работать, а не интриговать...