В первую десятку февральского рейтинга социальной ответственности вошли сразу две компании, и они не относятся ни к банковскому, ни к сырьевому секторам. С
«
Традиционным лидером рейтинга стал «Газпром» (1). Помимо весомых налоговых отчислений компания регулярно взаимодействует с российскими регионами, в результате чего проводится газификация населенных пунктов.
В тройке лидеров произошли изменения. Банк ВТБ (2) продолжает укреплять позиции, переместившись с
Зафиксировали высокий уровень социальной ответственности «Норильский никель» (5), «Транснефть» (6–7) и РЖД (10). Восполнил утраченные позиции в марте «Сургутнефтегаз» (9), вернувшись с
АФК «Система» укрепляет позиции
Консолидированный рост в рейтинге демонстрируют АФК «Система» (20) и принадлежащая ей «Башнефть» (12). Позиции «Башнефти» укрепились на фоне намерения нефтяной компании с помощью столичного футбольного клуба ЦСКА, чьим генеральным спонсором компания стала в феврале, создать в Башкирии собственную футбольную команду.
Не смогли удержать достигнутых позиций нефтяные компании
Заметно окреп рейтинг социальной ответственности в марте у Сбербанка России (16–17). Но в дальнейшем стоит ожидать обратной тенденции: стало известно о намерениях московского отделения Сбербанка взимать 3% от перевода платежей жителей столицы за коммунальные услуги. Ранее эту комиссию Сбербанку компенсировал Банк Москвы (29), который впервые (и вряд ли надолго) демонстрирует столь высокий рейтинг.
Заметна позитивная динамика сразу среди нескольких традиционных аутсайдеров рейтинга. Впервые сильную социальную ответственность демонстрируют нефтяная компания «Магма» (21) и объединенная компания «Русал» (22). Вероятно, акции по снижению цен на продукты позволили розничным сетям «Ашан» (45–47) и «Магнит» (45–47) также покинуть раздел компаний со слабой социальной ответственностью.
Табачники пошли вниз
Негативную динамику в марте демонстрирует неоднократный участник
Почти шесть месяцев понадобилось
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), президент Российского антикризисного форума, кандидат исторических наук; Анна Маракушина, директор по исследованиям и медиапроектам АПЭК
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг социальной ответственности российских компаний, проводится методом закрытого анкетирования. В марте 2010 года в нем приняли участие 30 экспертов: представители профсоюзов, объединений предпринимателей, экономисты, социологи, политологи, публицисты.
Экспертам задается следующий вопрос: «Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 социальную ответственность следующих российских компаний (под социальной ответственностью понимается создание и сохранение рабочих мест, налоговая дисциплина, выполнение обязательств перед работниками, активная роль в поддержании региональной социальной инфраструктуры)?»
Сначала каждый из экспертов оценивает социальную ответственность каждой из компаний, затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы). Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку социальной ответственности 75 крупнейших российских компаний. В список для экспертной оценки были включены компании, лидировавшие по объему реализации продукции в 2009 году. Поэтому в рейтинге могут быть не представлены компании с меньшим объемом реализации, но эффективно работающие в социальной сфере.
Список экспертов
Исаев Андрей, председатель комитета Государственной думы РФ по труду и социальной политике; Починок Александр, заместитель председателя комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества; Катырин Сергей,