В период кризиса люди боятся потерять работу, а потому стараются любыми способами показать окружающим, что именно их труды и старания наиболее полезны для компании. Как правило, саморекламой увлекаются те, кто не слишком уверен в себе. Неуверенность может объясняться как профессиональными причинами - человек понимает, что у него недостаточно опыта или умения, так и личностными - маленький рост, тонкий голос, плохая одежда, неудачная фамилия. И в первом и во втором случае такого "рекламиста" лучше всего сразу поставить на место, иначе может получиться так, что человек будет присваивать ваши заслуги, распространять негативные слухи о вашей профпригодности и просто мешать работать.
1. Оцените свои силы
Чтобы понять, как наиболее эффективно и без скандала восстановить покой в коллективе, вы должны разобраться в собственных возможностях. Если вы уже давно работаете в компании или же значительно старше коллеги, вполне возможно, вы сможете с высоты своего положения разъяснить ему неправомерность его поступков, выступив в роли авторитета по вопросам взаимоотношений в коллективе. Можно рассказать, что принято, что не принято, каким образом в коллективе отмечают достижения коллег, что обычно это делает руководитель в ходе общего собрания или же индивидуально. Но имейте в виду, что люди, склонные к демонстративности, очень чувствительны к статусу окружающих, и если и готовы принимать критику, то исключительно от самого-самого большого начальника, так что, скорее всего, ваши усилия останутся без внимания. Однако предпринять их все-таки надо, поскольку они станут первым шагом к тому, чтобы спустить самохвала с небес на землю.
Если вы попросите коллегу прекратить нахваливать самого себя, рассказывая ему о том дискомфорте, который он доставляет своим поведением вам и всему коллективу, то тем самым просто еще раз подтвердите его исключительность в его же глазах. Такие люди мало обращают внимание на чувства и эмоции окружающих, считая, что работа - это "ничего личного - только бизнес" и его карьера будет тем более успешна, чем она будет менее подвержена эмоциям.
Вы должны дать понять сослуживцу, что делаете с ним одно дело, и нравится это ему или нет, но от вас в немалой степени зависят его карьерное будущее и скорость, с которой он будет продвигаться наверх. Даже если он и не сделает сразу правильных выводов, то начнет понимать, что его поведением не слишком довольны коллеги.
2. Проведите разведку
Наверняка вы не единственный человек, которого раздражает и выбивает из колеи свинское поведение сослуживца. Чтобы понять, насколько он уже достал коллектив, поговорите с товарищами по работе. Начинайте разговор не с "Ах, как же меня бесит товарищ N!", а с простого обсуждения текущих дел. Наилучший момент для разговора - очередное выступление вашего местного "царя горы". Как только он в очередной раз сообщит всем, какой он молодец, вы легко сможете перейти в беседе с рабочих тем на отношение к такому вот завышению заслуг.
Проведя разведку, вы увидите расклад сил. Вероятнее всего, на вашей стороне будет большая часть команды. Теперь можно смело приступать к главной части - непосредственному "приземлению" зарвавшегося сослуживца.
3. Окружите самохвала молчанием
Самый простой, но действенный способ борьбы с "рекламщиком" - игнорировать его. Такие люди очень дорожат вниманием коллег, поэтому, как только эти самые коллеги перестанут с ним плотно общаться, сведя все связи к "привет-пока", человек начнет дергаться и переживать. Если мания величия у него не в запущенной стадии, то он сам через какое-то время (неделю или две) попытается поговорить с вами или кем-то из сослуживцев и выяснить причины такого бойкота. И тогда уже можно не стесняясь высказать все свои претензии. Объяснить, что послужило причиной неудовольствия коллектива. Дальше вариантов развития событий два: либо коллега извлечет уроки и исправится, либо вынужден будет уйти из компании.
4. Подготовьте обвинительную речь
Вызвать саморекламщика на разговор можно и самому, но в этом случае вы должны иметь жесткую, четкую и продуманную схему самой беседы.
Аргументы должны быть подобраны с точки зрения интересов вашего коллеги: "Если ты будешь противопоставлять себя коллективу, тебе будет сложно добиться действительно выдающихся результатов".
Объясните, что своим поведением, например постоянным расхваливанием своих достижений, которые являются нормой для всех остальных, человек создает себе репутацию болтуна и закомплексованного дурачка. И, что самое важное, такое мнение сложится не только у коллег, но и у руководства, а это чревато уже серьезными карьерными проблемами.
Покажите, что вы не заинтересованы в конфликте, поскольку он будет лишь отвлекать вас от работы, но и не готовы терпеть самохвала в дальнейшем. Это не только ваше мнение, но и позиция других коллег, так что человеку придется либо меняться, либо противопоставить себя всем, что наверняка кончится для него плачевно, поскольку действительно сильные специалисты не кричат на каждом углу о своих заслугах.
При подготовке материала "Труд" консультировали:
Вера Елисеева, независимый HR-специалист, Марина Миронова, начальник управления по работе с персоналом ООО "Велес Персонал"