Беспрецедентное решение приняли крупнейшие лесоэкспортеры Иркутской области, прекратив поставки ангарской сосны на японский рынок. На этот шаг пошли пять "китов" лесоэкспорта области. Сейчас они ведут разъяснительную работу с мелкими поставщиками и даже договариваются с руководством Восточно-Сибирской железной дороги о введении временного моратория на перевозку соснового пиловочника в сторону дальневосточных портов.
Японцы намеренно и целенаправленно сбивали цены на лесную продукцию. Происходило это примерно так: заказывает какая-нибудь фирма-покупатель из Страны восходящего солнца 200 тысяч кубометров леса, а в порту соглашается взять половину или того меньше. Если учесть расстояние, которое этот лес уже проехал, то продавцы оказываются перед жестким выбором: либо везти обратно, что означает новые траты, либо отдать почти даром. Если учесть, что пиловочник при долгом хранении теряет и вид, и сортность, то понятно: японцы хорошо просчитали последствия.
Экспорт российского леса рос повсеместно, а особенно - в адрес Японии: в 1999 году - почти на 30 процентов. Поставки круглого леса туда почти на треть комплектуются иркутянами. В минувшем году доля ангарской сосны, отправленной в Японию, выросла в два с лишним раза, но из-за целенаправленного демпинга японцев прибыль почти не росла. Словом, почесали мужики затылки и решили: в марте поставки леса свести до минимума, в апреле тают зимники и поставки леса сами начинают сворачиваться. Если, наблюдая эту картину, японцы не поумнеют, то лесоэкспортеры переключатся на поставки пиловочника на другие рынки сбыта.