Главе кабинета Михаилу Касьянову пришлось дезавуировать недавнее заявление министра финансов Алексея Кудрина, объявившего об отказе от запланированного снижения экспортной пошлины на нефть с 48 до 22 евро за тонну, т.е. более чем вдвое. По одним сведениям, Касьянов принял это решение после телефонного разговора с президентом, по другим - самостоятельно, видимо, почувствовав, что отказ от провозглашенной ранее тарифной политики обострит без того уже накаленную обстановку вокруг кабинета. Не исключено, что премьер опасался ужесточения прессинга со стороны нефтяных компаний, имеющих сильное влияние в парламенте. О том, что такое вполне возможно, в довольно резкой форме дал понять на встрече с журналистами в четверг в Санкт-Петербурге президент компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов, заявивший, что "руководство нефтяной компании не допускает мысли, что правительство может отказаться от планов снижения экспортных пошлин на нефть. Есть правила, сказал он, которые до сих пор все мы - и правительство, и нефтяные компании - четко выполняли. Если же правительство принимает решение, которое вне этих правил, значит, надо менять всю систему".
В том, что ответные меры со стороны нефтяных холдингов последуют незамедлительно, можно было не сомневаться, ибо при действующих ценах на нефть на мировом рынке они теряли в общей сложности около 2,5 млрд. долларов в пересчете на год.
Кроме того, определенную роль сыграло бы и уязвленное самолюбие нефтяных генералов, которые были согласны с тем, что тарифная система несовершенна и ее надо менять. Однако, как отмечают в нефтяных кругах, когда это несовершенство играло на руку правительству и позволяло взвинтить пошлину до очень большой, почти в четверть отпускной цены, величины в 48 долларов за тонну, правительство делало вид, что ничего не замечает и поднимало экспортную планку точно в срок. И нефтяным компаниям приходилось с этим мириться. Теперь же, когда из-за падения цен два-три месяца назад (тариф устанавливался по уровню декабря 2000 - января 2001 года) приходится снижать тариф, вице-премьер Кудрин вдруг заявляет, что это непорядок, и отказывается выполнять всеми ожидаемое решение.
Лишние приключения правительству, понятно, ни к чему. Особенно в данный момент, когда оно не может договориться с депутатами о перераспределении сверхдоходов в связи с предстоящими платежами Парижскому клубу. Этот долг, в частности, предстоит обсуждать и в Палермо, на предстоящей встрече "большой семерки" на уровне министров финансов и глав ЦБ, куда отправляются вице-премьер Алексей Кудрин и председатель ЦБ Виктор Геращенко. Напомним, что финансовая "семерка" - единственный механизм в рамках клуба крупнейших держав мира, куда Россия по причине слабости экономики пока допущена на правах "младшего брата". По традиции представители России не участвуют в общей дискуссии финансистов, а приглашаются лишь на обсуждение собственно российских проблем. Независимо от того, что собирается сказать в Палермо Алексей Кудрин, от него ждут лишь одного: заверений в том, что Россия намерена обслуживать свои долги в полном объеме и не будет реструктурировать их по собственному желанию.
Что касается заявления об отказе от снижения экспортных тарифов на нефть, то оно было сделано в самый неподходящий момент, когда правительство вело с Парижским клубом трудные переговоры об обмене долгов на акции российских предприятий, пытаясь превратить кредиторов в инвесторов. Получалось так, что иностранным кредиторам предлагались акции предприятий, которые в связи с сохранением планки тарифов могли оказаться под угрозой разорения.
Сложность положения, в котором оказалось правительство, состоит также и в том, что, подтвердив решение осуществить запланированное снижение экспортных тарифов, оно, по словам первого замминистра финансов Сергея Шаталова, будет терять около 4 млрд. руб. ежемесячно. Это, естественно, вызывает недовольство депутатов, уже поделивших дополнительные доходы от экспорта. И их вряд ли утешит заявление министра экономического развития и торговли Германа Грефа о том, что правительство изыщет дополнительные источники доходов, чтобы прикрыть образовавшуюся брешь.
Комиссия правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле намерена вернуться к вопросу об установлении шкалы экспортных пошлин на нефть в середине марта. Это подтвердил на брифинге руководитель департамента тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка Минэкономразвития РФ Андрей Кушниренко. Он также отметил, что в самое ближайшее время правительство не собирается пересматривать порядок изменения шкалы экспортных пошлин. Если же будет вводиться новая шкала, то она предварительно будет широко обсуждаться, - в первую очередь с представителями нефтяного бизнеса. На ближайшем заседании комиссии предстоит определить, какую роль в нефтяном экспорте должны играть тарифные (экономические) меры, а какую - административные. По словам Кушниренко, только после рассмотрения этого вопроса можно будет вернуться к пересмотру шкалы экспортных пошлин, и это может случиться не ранее марта текущего года. Предполагается установить экспортную пошлину на нефтепродукты на более или менее постоянном уровне и не менять ее хотя бы в течение полугода.
В данной ситуации министру финансов Алексею Кудрину, который спешно ищет точку опоры, можно только посочувствовать. В январе он попытался бросить пробный камень, чтобы определить реакцию кредиторов на заявление о том, что Россия задерживает выплаты по внешним долгам. Кто бы ни принимал это решение в российском руководстве, но оглашено оно было именно министром финансов. Дело кончилось тем, что Кудрин оказался крайним. Теперь премьеру приходится грудью закрывать амбразуру, хотя, по большому счету, Минфину это может и не помочь.
Пока рано говорить, с какими результатами Кудрин вернется из Палермо. Но судьба его, по мнению ряда экспертов, чуть ли не предрешена, поскольку правительство подвергается жесткой критике со стороны думской оппозиции, и Владимиру Путину, который в марте будет выступать с посланием к парламенту, неизбежно придется кем-то жертвовать. Хорошо, если дело ограничится одним лишь вице-премьером.
Впрочем, в правительственных кругах готовы ко всему, потому что, как говорят, не ошибается тот, кто ничего не делает. А правительство Касьянова как-никак оказалось весьма дееспособным кабинетом в недолгой еще истории реформ.