Вот выдержки из ответов на вопросы, которые, как нам кажется, особенно волнуют общественность.
О выборах губернаторов
«Надо, чтобы партии, которые приходят в региональный парламент, предлагали своих кандидатов на посты губернаторов. Этот шаг мне кажется возможным и обоснованным. За президентом надо оставить негативный контроль, президентский фильтр — возможность отстранять кандидатуры.
Партии регионального парламента будут предлагать кандидатуры, и после одобрения президентом будет проводиться прямое тайное голосование. Это усилит влияние граждан на политику регионов».
О грядущих отставках
«Мы в правительстве сейчас как раз разрабатываем критерии оценки работы губернаторов. В первую очередь важны
О режиме дня
«Мы спим по очереди. Все под контролем, не сомневайтесь!»
О ротации в правительстве
«Вы знаете, министры всегда на острие критики. И очень легко сделать из них козлов отпущения. Это люди квалифицированные. Вопросы, которыми они занимаются, однозначных подходов не терпят. Самое плохое, чем мы можем заняться, — это кадровой чехардой: стоит одного руководителя заменить на другого, и еще до получения результата ведомство минимум полгода работать не будет. Время ротации подойдет. Будущее правительство нуждается в обновлении, и это обновление будет».
О бывшем министре финансов
«Алексей Кудрин никуда из моей команды не уходил. Он мой близкий и давний товарищ, мой друг. Его позиция по многим вопросам мне понятна. Он очень много сделал для экономики. Не случайно он признавался лучшим министром финансов мира, и я горжусь, что у меня в правительстве работал такой человек. Мы с ним встречались буквально позавчера. Такие люди, как Кудрин, нужны и в действующем, и в будущем правительстве. Место ему найдется».
О переименовании милиции в полицию
«Скажу откровенно: я этой реформой не занимался. Положительным является серьезное повышение денежного довольствия в правоохранительной сфере. Это даст возможность привлекать на эту работу достойных людей. Через год, в
Об отношении к оппозиции
«Если граждане доверят мне высшую должность в государстве, я буду работать со всеми, с представителями разных партий и сил, без исключения. Тем более что мне это удается достаточно легко. В правительстве РФ представлены люди самых разных убеждений, и этот баланс, этот выбор из самых разных предложений дает возможность развиваться уверенно. Так я и буду действовать, так я и делал».
О приезжих и регистрации
«Приезжие должны уважительно относиться к местным культурным нормам, всякое другое поведение должно встречать соответствующий ответ со стороны органов власти, дабы не раздражать местное население. Конституционный суд сказал нам, что прописка является незаконной, но законной является регистрация. Ничего страшного нет, если мы ужесточим правила регистрации граждан по отношению как к
Об олигархах
«Нельзя сейчас начать отъем собственности, которую олигархи нечестным путем получили в
О непримиримой оппозиции
«Есть, конечно, люди, которые имеют паспорт гражданина РФ, но действуют в интересах другого государства и на его деньги. С ними будем стараться наладить контакт. Но часто это бесполезно и невозможно. Что можно сказать в этом случае? „Идите ко мне, бандерлоги“. С детства люблю Киплинга!»
Выводы
Кто следующий?
После выборов уже последовала череда громких отставок, но, похоже, это только начало. В диалоге премьера с гражданами кадровая тема тоже была затронута. Мы поинтересовались у наших кремлевских источников, кому из больших чиновников стоит опасаться за свое кресло или, наоборот, рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице.
Слова премьера о неблагополучной криминальной обстановке в Приморье наверняка испортили настроение губернатору Сергею Дарькину. В наступающем году на острове Русский — форум АТЭС, и высокие гости не должны беспокоиться по такому поводу. Впрочем, не будет спокойной жизни и губернаторам, которые возглавляли партийные списки на выборах и не получили должной поддержки: премьер дал понять, что этот факт будет служить одним из критериев состоятельности региональных лидеров. Похоже, зашаталось кресло под главным полицейским Рашидом Нургалиевым. Премьер публично дистанцировался от реформы в его ведомстве, которая в обществе воспринимается неоднозначно.
Зато бывший главный финансист Алексей Кудрин может чувствовать себя именинником: Владимир Путин высоко оценил его профессиональные качества и прямо заявил, что такие специалисты нужны в правительстве. Откуда, как мы помним, Кудрин ушел
Эксперты «Труда» видят определенные «признаки»
Что услышали и чего не нашли в ответах Владимира Путина эксперты «Труда»? Свои впечатления они сформулировали по горячим следам, сразу после трансляции.
Георгий Данелия, кинорежиссер:
— В том, что сейчас происходит (выступления общественности, горячая линия Путина), я вижу определенные признаки
Татьяна Задирако, исполнительный директор благотворительного фонда «Дорога вместе» (United Way):
— Меня обрадовали слова Путина о предстоящем в 2012 году повышении пенсий для военных пенсионеров в 1,6 раза. Это своевременная поддержка. К сожалению, доля государственного финансирования благотворительности в России составляет всего около 5%, остальное — от бизнеса и частных лиц. На днях был внесен законопроект, ограничивающий участие в благотворительности табачных компаний. Мы написали письмо Путину с просьбой не отнимать у бизнеса возможности участвовать в благотворительности. К сожалению, в сегодняшней дискуссии эта проблема не поднималась.
Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок:
— Создается образ: Путин — лучший кандидат. Но тогда не стоило бы прибегать к некоторым приемам на грани откровенной лжи. Например, по поводу того, что на митинге на Болотной участникам платили. Похоже, премьер путает их с «нашистами». Для меня показательно и то, что в выступлении не упоминается президент Дмитрий Медведев. Вполне возможно, тот уйдет раньше времени, как отыгранная карта…
Елена Образцова, оперная певица:
— То, что Путин говорит с людьми по ТВ, очень важно. Чем чаще это бы случалось, тем лучше. Хочется, чтобы с экрана нам говорили о том, что в государстве происходит. Кроме бесконечных криминальных историй.
Леонид Ивашов, кандидат в президенты 2012 года, глава Академии геополитических проблем,
— Премьер заявил, что губернаторам, в чьих регионах «Единая Россия» набрала недостаточное количество голосов, стоит задуматься об отставке. Но мы федеративное государство, и губернаторы должны быть вторым институтом в стране после президентского. Региональные руководители должны составлять костяк Госсовета, принимающего стратегические программы развития. Неверно оценивать их деятельность по количеству голосов, отданных за «ЕР». Хороший губернатор не должен выкручивать руки подчиненным.
Павел Пожигайло, президент фонда Петра Столыпина, член Общественной палаты РФ:
— Накануне разговора Владимира Путина со страной я сформулировал через «Труд» свой вопрос: что делать отличникам, если ими руководят троечники? Хотел услышать нечто похожее на столыпинскую мысль о том, что главная задача руководителя государства — это раскрыть творческий потенциал как отдельного человека, так и народа в целом. Пока ответа я не услышал.
Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино»:
— С одной стороны, продолжалась старая риторика, от которой Владимиру Владимировичу трудно отказаться. Ее суть в том, что на Болотную площадь вышли люди, оплаченные ЦРУ и Госдепартаментом. Есть несколько приближенных аналитиков, продолживших эту имперскую идеологию. С другой стороны, Путин не любит проигравших. Ну и правильно делает. Он отказался, и все это видели, быть лидером «Единой России», хотя он им был все эти годы. Теперь для него главное — Народный фронт. То есть российский народ, а не отдельные партии. Вот это, я думаю, и будет идеологемой: Путин — лидер всей России.
Но изменилось ли