Пессимистичные прогнозы прошлого года не оправдались: кризис не привел к масштабным социальным взрывам — ограничились Пикалево и забастовками, — критическому росту преступности и голоду. Официальная безработица достигла 2,2 миллиона, хотя даже Минздравсоцразвития, которому положено быть оптимистом, говорило о 2,8 миллиона. Россия пережила самый трудный, кризисный год. Дальше, обещают экономисты, будет легче.
В роли главных пессимистов в декабре
Но не все оптимистичные предсказания сбылись. Так, глава Роструда Юрий Герций в прошлом ноябре говорил, что кризис повысит спрос на рабочих. Оказалось ровно наоборот: «синие воротнички» в 2009 году составили более 70% всех уволенных в стране.
Осенью прошлого года еще не все верили, что кризис в России вообще будет. В октябрьском видеообращении президент России Дмитрий Медведев сказал: «Кризис, случившийся в США, рикошетом ударил по экономике практически всех стран. Скажу откровенно: Россия в этот тяжелый круговорот еще не попала и имеет возможности этого избежать. Обязана избежать!» Но этого не случилось.
1. Каким будет уровень безработицы?
Владимир Путин,
В конце 2008 года называл в качестве «потолка» безработицы 2 млн. человек.
Татьяна Голикова, глава Минздравсоцразвития
Министерство несколько раз пересматривало собственный прогноз безработицы.
Она добавила, что если сокращения и начнутся, то не раньше марта, поскольку предприятия должны уведомить о грядущих сокращениях за два месяца. Но уже в феврале 2009 года на бирже труда зарегистрировались 1,8 млн. человек, и властям пришлось найти 34 млрд. рублей на пособия. Прогноз был пересмотрен сначала до 2,2 млн., а в марте — до 2,8 млн. официальных безработных.
Юрий Герций, глава Роструда
Прогнозировал 2,5, затем 2,2 млн. безработных, уточняя: «Резкого скачка уровня безработицы мы не ожидаем».
Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН
Утверждал, что в случае, если экономическая ситуация не будет улучшаться, к концу 2009 года зарегистрированная безработица может достичь 3,5–4 млн. человек.
Эльвира Набиуллина, глава Минэкономразвития
В марте 2009 года прогнозировала, что в текущем году общая безработица увеличится до 6 млн. человек, официально зарегистрированных безработных будет 2,8 млн., а уровень безработицы по методологии МОТ составит 8,2%.
Игорь Юргенс,
Был уверен, что массовой безработицы не ожидается «хотя бы потому, что в стране и так в определенных категориях была большая нехватка рабочей силы».
Итоги: по данным на 2 декабря, безработными в России признаны 2 млн. 42 тысячи человек. Таким образом, за год официальная безработица возросла на 900 тысяч человек. Лучше всех информирована оказалась Татьяна Голикова, хотя позднее Минздравсоцразвития перестраховалось и добавило 600 тысяч потенциальных безработных. Эти прогнозы не сбылись.
2. Кого ждут увольнения?
Федор Прокопов, исполнительный
Говорил, что кризис не ограничится финансовым сектором. «Вторая волна кризиса докатится до предприятий производственного сектора. В первую очередь пострадают металлургическая и транспортная сферы».
Евгений Гонтмахер
Прогнозировал, что в первую очередь обанкротятся банки, затем волнообразно — практически все другие отрасли, сокращения будут везде. За банками, объяснял Гонтмахер, последуют мелкие и средние предприятия, поскольку они не смогут выплатить кредиты. Быстро растущая инфляция снизит спрос, «следовательно, уменьшается производство, исчезает потребность в рабочей силе, а это ведет к массовым увольнениям».
Юрий Герций
Считал, что на первый план выйдут рабочие профессии: слесари, станочники, токари, квалифицированные специалисты. «Потребности в так называемых белых воротничках мы не ощущаем», поэтому антикризисные меры в первую очередь направлены на сохранение рабочих кадров.
Михаил Шмаков
Говорил, что ситуация на ГАЗе, на Магнитогорском комбинате, когда предполагаются существенные сокращения объемов производства, естественно, может затронуть рабочие места сотен рабочих.
Итоги года: глава Роструда ошибся сильнее других: более всего пострадали именно рабочие — среди сокращенных их 70%. Особенно сильно почувствовали кризис в моногородах, деятельность которых связана с
«Труд»
Увеличится мобильность кандидатов. Сокращенные сотрудники и несогласные с урезанием зарплат будут активно искать работу. Некоторые посчитают необходимым сменить профессию. Острота дефицита кадров снизится, и работодатели смогут более тщательно выбирать своих сотрудников. А это, в свою очередь, позволит активнее избавляться от наименее эффективных работников.
3. Насколько упадут зарплаты?
Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований
«Можно предположить, что кризис слизнет примерно треть зарплаты россиян. Причем это сокращение на общей занятости населения может и не отразиться». Он объяснял это тем, что в США и Европе работодатели, пытаясь сократить издержки, идут на снижение численности работников, в России, наоборот, как могут оттягивают время сокращений, урезая зарплату.
Эльвира Набиуллина
В докладе Минэкономразвития прогнозировалось снижение реальной заработной платы до 95,9% по отношению к 2008 году, а снижение доходов наемных работников и реальных доходов населения — до 91,7%.
«Труд»
В компаниях, по которым кризис ударит сильнее, зарплаты будут урезаться. Причем с большей вероятностью это коснется работников тех отраслей, которые получают сейчас больше остальных, — финансистов, банкиров, специалистов в области добычи и транспортировки нефти. Зарплата рабочих будет напрямую зависеть от отрасли, в которой они заняты. Ожидаются массовые уходы в вынужденные отпуска без сохранения зарплат.
Итоги: по данным Росстата, средняя зарплата в России составила 18 650 рублей (данные на октябрь 2009 года). Это выше среднемесячной зарплаты в октябре 2008 года — тогда она составляла 17 995 рублей. Но с начала года цены выросли на 8,5%, и небольшое повышение зарплат это явно не компенсирует. Прогнозы «Труда» оказались верны, сокращение зарплат почувствовали на себе все, рабочие отправлялись в простой кто на один месяц, кто на все лето.
4. Когда закончится кризис?
Владимир Путин
На встрече с рабочими Тверского вагоностроительного завода в декабре 2008 года сказал: «Я лично считаю, примерно в
Игорь Шувалов, первый
Ссылаясь на оценки экспертов, в январе 2009 года заявил, что кризис продлится 3 года.
Алексей Кудрин, министр финансов
Дал самый пессимистичный прогноз по выходу России из кризиса. Назвал
Кроме того, министр финансов рассказывал, что Минфин переведен на казарменное положение, а Центральный банк работает до двух часов ночи, чтобы реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию. Путин так прокомментировал эти заявления: «Алексей Леонидович находится в состоянии некоторого стресса, потому что на него давление большое».
Михаил Делягин, руководитель Института проблем глобализации
Называл 5 лет кризиса при оптимистичном раскладе. Причем этот оптимистичный расклад включал обвальную девальвацию рубля, смену власти, в результате которой Россию возглавили бы люди, которые сейчас находятся на
Евгений Гонтмахер
Не смог предсказать сроки окончания кризиса. «У меня были голландцы в гостях, и они меня спросили: «Евгений Шлемович, а что будет через год в России?» Я говорю: «Вы знаете, я знаю, что будет в Голландии — что в городе Утрехте люди будут ездить на велосипедах. А вот что будет в России, не знает никто, не только я».
Павел Глоба, астролог
Заявил, что кризис приведет к глобальным реформам, которые завершатся только к 2020 году. По мнению астролога, кризис разделится на несколько этапов. Первый будет самым болезненным и продлится до 2012 года, пик его — лето
Так что после кризиса, сразу после
Итоги: Очевидно, что последствия кризиса будут ощущаться еще 3–5 лет. Многие эксперты сходятся в прогнозах, что, когда Россия выйдет из кризиса, люди рабочих профессий будут играть значительно большую роль, поскольку структура экономики изменится.
Мнение
Евгений Гонтмахер, руководитель центра социальной политики Института экономики РАН
Прогнозировал, что безработица к концу года достигнет 3,5–4 млн. человек.
— Считаю, мои прогнозы по количеству безработных сбылись, и сейчас безработных действительно около 10%. Объяснить это легко: методологию МОТ наша практика обхитрила. Регионы замалчивают реальное количество безработных. Губернаторы требуют, чтобы предприятия не увольняли людей. В результате человек числится на работе, его трудовая книжка лежит в отделе кадров. Но он ничего не делает, или трудится на общественных работах, или работает неполный день. По факту таких людей можно назвать безработными. А их у нас почти 2 млн. человек.
Прибавьте их к почти 6 млн. безработных — и получите 10%.
Официальных безработных меньше, чем я прогнозировал, так как людей попросту задерживают на рабочих местах, чтобы они не пополняли статистику.
Что касается роста зарплат, который фиксирует Росстат, то никакого роста нет. Наоборот, с учетом инфляции получается «минус». И не забывайте, что статистика фиксирует только зарплаты на крупных предприятиях. Если там и был рост, то в небольших компаниях его не было вообще.
Кризис еще не пройден — это факт. И 2010 год готовит нам новые опасности.