Первыми об этом ещё в начале осени объявили сразу несколько крупнейших банков: на корпоративные e-mail сотрудникам (тексты немедленно попали на сайты информагентств) пришло письмо с оптимистичным заявлением: «Кризис закончился. Сокращений не будет. Урезанные зарплаты восстановим. Давайте перестанем бояться и начнем работать».
Поначалу этим лозунгам верить не спешили — воспринимали их скорее как уловку для повышения мотивации. Однако время доказало, что
Начиная с февраля, когда страна окончательно отошла от застолий, офисных тружеников стали в массовом порядке выставлять на улицу. Первыми под сокращение попали всяческие помощники менеджеров вместе со специалистами всех мастей, но вскоре из зарплатных ведомостей начали исчезать целые отделы: рекламы, связей с общественностью, торговых представителей
Сильнее всего досталось банкирам и финансистам. Многие денежные дома минимизировали деловую активность с пропорциональным урезанием штатов. А многочисленные консалтинговые компании и вовсе ликвидировались. То же самое касалось страховых агентов, риелторов, различных
Вставать на учет в центры занятости населения они тоже не спешили:
При этом опрос
Тех «белых воротничков», которые
А вот в менее крупных населенных пунктах «воротничкам», как правило, предлагалось поменять цвет с «белого» на «синий». То есть перейти из разряда офисных сотрудников в рабочие. Примечательно, что согласившихся на такое понижение после бесплатного обучения ждали весьма неплохие оклады и стабильное рабочее место. Так что теперь многие из них, даже получив предложение вернуться в прежнюю сферу деятельности, отказываются, предпочтя должности менеджера гарантированную востребованность на рынке труда и конкурентную зарплату.
С теми, кто на столь радикальные шаги не решился, пока не все радужно. Пожалуй, окончательно успокоиться могут лишь те из них, кто пересидел кризис в офисе. Судя по всему, дальнейшие сокращения и урезания им не грозят. Наоборот, хозяева бизнесов начинают «оттаивать» и возвращать
Высоки шансы вернуться в родные офисы и у менеджеров среднего звена. Компании начинают реанимировать ранее замороженные направления: реклама, информационные технологии
А вот оказавшийся не у дел