Главная Культура 00:16 16 Августа 2024 22760
По следу древней воли

Новый взгляд на связи России с кочевым миром Великой степи

Елена Широян, искусствовед
Фото с сайта Государственного исторического музея

Исторический музей мастерски устраивает выставки, переносящие в далекое прошлое. Конечно, и недавние события ему подвластны, но произошедшее век-другой назад, как правило, окружено массой интереснейших документов и артефактов. Да ведь и эпоха Петра I на фоне всемирной истории была, можно сказать, лишь вчера, Ярослава Мудрого — позавчера, а Юлия Цезаря — на прошлой неделе. Куда сложнее с временами, в которых мы и отдельных событий не ведаем. Жизнь человека на громадных территориях Евразии уходит в столь давние пласты, что судить о ней позволяет разве что труд археологов. Именно в этих глубинах мерцают темы выставки «Дикое поле. В вечном движении», стремящейся воссоздать неведомый нам мир. Неведомый? Парадокс, ведь края эти сегодня хорошо нам знакомы, а нынче и вовсе на слуху.

То, что историки называют Диким полем, теперь вполне обустроенные, давно и плотно заселенные пространства Восточной Европы между рекой Днестр и бассейном Дона и Хопра. Или еще проще: причерноморские и приазовские степи по обеим сторонам Днепра, от современной Молдавии до российского Черноземья. Трудно вообразить тут всадника на степной кобылице, несущейся «сквозь кровь и пыль», как писал Александр Блок в цикле «На поле Куликовом».

Хотя, услышав о степи, многие представят картину, изображенную поэтом. Стада диких коней и табуны с дочерна загоревшими погонщиками, обветренные лица воинов, живущих по древним законам: Ну а как иначе? Одно слово — кочевники! В музее же попытались уйти от стереотипов, за которыми помимо убежденности в отсталости хозяина степи еще и бессознательный страх. Возможно, он коренится в школьных уроках о монгольском иге, а может, у нас в крови, в ДНК впечатан ужас от нашествия, пережитого предками семь веков назад? Как бы то ни было авторы проекта настаивают на ошибочности таких представлений. Да и к термину «Дикое поле» они подошли с неожиданной стороны: видя в нем метафору, предлагают изучить особенности не только воинственного, но и мирного взаимодействия населений степей Северной Евразии, как оседлого, так и кочевого. И воссоздать многогранный образ мира Великой степи.

Военизированный образ кочевника связан у современного человека и с идеей былого могущества великих империй, располагавшихся на бескрайних просторах Северной Евразии. До сих пор живы легенды о нашествиях жестоких завоевателей — аланов, гуннов, печенегов, половцев, сарматов, скифов, хазар: Все они тысячелетиями страшили соседей, грабя и уничтожая их поселения. Однако, подчеркивает директор Исторического музея Алексей Левыкин, «выставка раскрывает кочевничество не как отжившее явление прошлого и не только как воплощение степной разрушительной силы, но как источник особой энергии и динамики, исконно присущих человеку и столь необходимых ему в настоящем и будущем».

Еще один стереотип связан с мифом о культурной и технологической отсталости кочевников. Однако археологические раскопки, исследования этнографов, аналитика искусствоведов доказали ложность таких воззрений. Например, столь незаменимые брюки и сапоги, а также седло и стремена изобрели именно жители степей. Столетиями воинственные номады способствовали развитию военного дела, дипломатии и торговли у оседлых жителей Старого Света, проникая во все сферы жизни средневековых государств.

Сохранились свидетельства того, что и сами кочевые народы активно интегрировали достижения окружающего их мира, перенимая новшества оседлых цивилизаций, будь то изящные одеяния или роскошно отделанное оружие. Не раз вожди степных культур, ханы и беки достигали высокого статуса в крупных государствах, а их дочери становились женами князей и монархов. Рядовые воины служили наемниками в армиях Венгрии, Византии, Руси: Наша страна столь плотно и постоянно контактировала с номадами, что добилась уникальности: она одна из целой Европы взаимодействовала с кочевым миром на протяжении всей своей истории. Иногда это сбивало оптику: европейские дипломаты и купцы, хоть и были осведомлены о земледельческой оседлости Московии, неосознанно или намеренно «привязали» к ней образ кочевника, тем самым вводя стереотипное представление о московите как азиате. В этом смысле нынешние кураторы сочинили свою выставку не столько о «Степи», сколько о самой России, предлагая разобраться, кем в самом деле были номады в контексте ее истории: воплощением разрушительной силы, врагами, соперниками, торговыми и политическими партнерами — то есть «своими» или «чужими»?

Выставкам о древних культурах, полных находок археологов, обычно недостает зрелищности, увлекательности. Как бы ни были изысканно красивы предметы, извлеченные из толщи земли (а здесь много ювелирных изделий и оружия из курганов), нелегко за ними увидеть человека в гуще жизни. Археология удивительна и загадочна, но мрачновата, часто имея дело с гробницами и захоронениями. Найти в них можно невероятно важные свидетельства истории, особенно при нынешних возможностях науки и техники. Но приходится смотреть в лицо смерти.

Этот ветерок из загробного мира, неизбежный привкус назидания memento mori порой отторгает чувствительного зрителя. Вероятно, помня о такой опасности, кураторы сделали выставку ярко аттрактивной. Древние украшения «хозяек» курганов соседствуют с произведениями художников менее далеких эпох, вплоть до наших современников. Почерневшие доспехи, мечи с источенным ржавчиной лезвием — с красочными одеяниями, расписной керамикой, пейзажами под голубым небом. В экспозицию внесена даже настоящая юрта, окруженная всем разнообразием утвари и костюмов.

В этом путешествии во времени зрителям по-новому открывается мир кочевых народов. Недаром в Историческом музее впервые объединили уникальные археологические памятники, произведения ювелирного искусства, оружие, предметы быта кочевых племен, населявших территории Северной Евразии с III века до н. э., и гравюры, рисунки, фотографии, живопись и скульптуру вплоть до начала века текущего. Рядом с такими известными музеями России, как ГМИИ имени Пушкина, Кунсткамера, Музей Востока, Третьяковская галерея, в проекте участвуют коллеги из глубинки, из того региона, о котором идет речь. Это богатый раритетами Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, а также Ростовский областной музей краеведения.

P.S. Ну и то, о чем нельзя не сказать: жгучей злободневности добавляет проекту факт из сегодняшней жизни. Оказалось, что нашествия, накатывающие на нашу страну с южных степей, вовсе не только примета седой древности, как мы думали еще недавно...

 

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5068
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...