Ассоциация работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем AeroNext бьет тревогу: подготовленный Минтрансом закон может похоронить инновационную отрасль, которая динамично развивается даже в кризис.
Бизнес выступил против введения жестких правил контроля со стороны чиновников от авиации. Отрасли для устойчивого развития необходимо разумное регулирование, но как найти баланс между безопасностью и свободой предпринимательства?
Документ Минтранса предписывает сертифицировать элементы и компоненты беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) массой более 250 граммов, аккредитовывать разработчиков такой техники и систем управления, а также компании, обслуживающие полеты дронов, и даже образовательные организации, занимающиеся подготовкой соответствующих специалистов. Сертификация и аккредитация, разумеется, платные, а заниматься ими станут специально созданные центры и лаборатории. Участники рынка уверяют, что такой закон нанесет по отрасли серьезный удар (гражданский рынок БПЛА сегодня оценивается в 600-800 млн рублей).
По словам члена рабочей группы Национальной технологической инициативы «Аэронет» Глеба Бабинцева, попытка зарегулировать рынок приведет к тому, что талантливые и перспективные специалисты, работающие сейчас в этой области, перейдут в иностранные компании. Нельзя всех стричь под одну гребенку. Для эксплуатантов, работающих в сельской местности, должны быть одни правила сертификации, для работы на территории промышленных предприятий — другие, для полетов в условиях плотной городской или пригородной застройки — третьи.
Контроль со стороны авиадиспетчеров над полетами БПЛА необходим, но в поголовном оснащении дронов аэронавигационным оборудованием, как того хочет Минтранс, нет необходимости. Нет смысла покупать дорогущие навигаторы для аппаратов, которые отслеживают популяцию белых медведей или контролируют состояние трубопроводов в сибирской тайге.
Услышат ли эти доводы в Минтрансе?