Вчера в обстановке секретности ушел под воду Финского залива батискаф с президентом Владимиром Путиным. О получасовом погружении главы государства стало известно лишь ближе к вечеру, когда Владимир Владимирович покинул аппарат и выбрался на причал.
Возможно, все дело в обособленности острова Гогланд, где имело место данное событие. Расположен тот в нескольких морских милях от Кронштадта. По некоторым данным, именно оттуда добирался до Гогланда на военном корабле Владимир Путин. В штабе ЛенВМБ до последнего хранили в тайне подробности этого рейса.
Между тем визит был чисто гражданским. На отдаленный остров президент прибыл, чтобы ознакомиться с программой подводных исследований Русского географического общества (РГО). В рамках данной программы на средства целевого гранта реализуется проект «Морская слава России» — специалисты исследуют затонувший почти полтора века назад в Финском заливе на глубине 60 метров парусный винтовой фрегат «Олег». Он обнаружен близ берегов Гогланда десять лет назад и считается одним из последних образцов оте-чественных деревянных парусных кораблей.
Как раз в эти дни на острове работает экспедиция, организованная Географическим обществом совместно с Институтом истории материальной культуры РАН. Владимир Путин, исповедующий принцип «лучше один раз самому увидеть», не ограничился общением с членами экспедиции. Тем более что опыт погружения на батискафе у него есть — в 2009 году он опускался на дно Байкала.
Корреспондент «Труда» выяснил, что погружался глава государства на новом подводном аппарате «Си-эксплорер-5». Увидел, по его признанию, лишь «что-то смутно напоминающее остов большого корабля». После всплытия поинтересовался у членов экспедиции, возможно ли поднять фрегат. «Мне показалось, сохранность его отличная, очень хорошо читается название корабля», — сказал Путин.
Президент наверняка знает, что в конце прошлого века шведы подняли парусник «Ваза», который в XVII веке затонул прямо в Стокгольме. Сегодня он стал самым известным и посещаемым из музеев на острове Юргорден в шведской столице. Если бы фрегат удалось поднять, то он бы мог поспорить по части популярности со знаменитой «Авророй».
Впрочем, специалисты на вопрос президента ответили уклончиво: скорее всего, поднять «Олега» не удастся. Ну так и шведам идея дать вторую жизнь затонувшему кораблю поначалу казалась невероятной, а теперь на парусник любо-дорого посмотреть.