Главная Культура 00:18 16 Апреля 2021 20037
Чернобыль. Заглядывая в бездну

На экраны выходит фильм Данилы Козловского о самой страшной техногенной катастрофе в истории человечества

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из фильма «Чернобыль» с сайта kinopoisk.ru

Популярный актер выступает в фильме и режиссером, и исполнителем главной роли, и одним из продюсеров. Так что «Чернобыль» вполне можно считать его авторским проектом. Фильм был готов давно, но из-за пандемии его премьера раз за разом откладывалась. Да и помимо прочего надо было развести выход «Чернобыля» с одноименным американским сериалом, который в 2019 году произвел фурор во всем мире и получил около 80 престижных кинонаград. Соревноваться с таким шедевром совсем непросто...

Данила Козловский, впрочем, настаивает, что сравнивать эти произведения неправомерно. Мол, сериал и фильм — это разные форматы. И потом, если американский «Чернобыль» является, по сути, тщательной художественной реконструкцией реальных событий, то его фильм рассказывает во многом вымышленную и достаточно частную человеческую историю, для которой чернобыльская трагедия служит лишь фоном. Но хочет того Козловский или нет, сравнивать все равно будут. Не избежал этого искушения и я.

Начинается фильм Козловского как лирическая мелодрама. Капитан пожарной охраны Алексей Карпушин — брутальный красавец, рубаха-парень и баловень судьбы — после десятилетней разлуки встречает в Припяти свою первую любовь Ольгу (Оксана Акиньшина), которую, судя по всему, он когда-то поматросил и бросил. Забытые чувства вспыхивают с новой силой. Тем более, что Ольга по-прежнему прекрасна, и у нее, как вскоре выясняется, подрастает десятилетний сын по имени Алеша — как две капли воды похожий на бравого пожарника.

Сцены первого после долгой разлуки свидания, эпизоды провинциального советского быта, напоенного музыкальными ритмами той поры; прически, одежды, магазинные вывески, людской говор на улицах и в автобусах, — поначалу все в фильме дышит подлинностью, поэзией быта и чувств. И это при том, что в апреле 1986 года, о котором повествует фильм, Даниле Козловскому был всего год. Ничего этого он лично помнить не мог. Но вот сумел же с помощью художников, блистательного оператора Ксении Середы (она снимала «Кислоту», «Звоните ДиКаприо», «Дылду») воссоздать этот ушедший мир во всей его чувственной полноте.

Прекрасно и грозно решены сцены чернобыльской катастрофы, которая в один миг ломает гармонию окружающего мира. В фильме почти нет компьютерной графики, во всяком случае, ее совсем не видно. Все снималось «по старинке» — на реальном объекте (это Курская АЭС, которая является клоном Чернобыльской), с реальными очагами бушующего пламени, со снявшимися в фильме реальными пожарниками, среди которых Данила Козловский и его сподвижники-актеры (Филипп Авдеев, Николай Козак, Игорь Черневич) отнюдь не выглядят гламурными столичными пришельцами.

Обожженные огнем и радиацией лица, чавкающая под ногами грязь вперемежку с кровью, быт местной больнички, где облученные сверхдозами люди блюют на пол, усеянный обрывками бинтов и второпях сброшенной радиоактивной одеждой... Эти и многие другие сцены фильма сняты с невиданной в нашем кино изобразительной, звуко-музыкальной мощью, и они выдерживают сравнение как с упоминавшимся сериалом НВО, так и с лучшими образцами голливудского кино. И оставляют позади все российские фильмы-катастрофы.

Не скрою, всю первую половину «Чернобыля» меня обуревала гордость и за Данилу Козловского, который после дебютного «Тренера» вырастает на наших глазах в большого режиссера, и за наше кино. Мол, можем, когда захотим...

Фильм ломается где-то посредине. Когда в действие вступают те самые озвученные Козловским вымышленные обстоятельства. Когда, к примеру, высокопоставленный московский чиновник обещает людям, идущим на смертельный риск, а то и на верную смерть, квартиры в Москве и лечение в лучших клиниках Швейцарии, чего в реальности не было и быть не могло, и мы с вами это прекрасно знаем. А в фильме облученный сын Алексея вместе с ликвидаторами аварии на спецсамолете отправляется для реабилитации в эту прекрасную страну. Такую сказочную привилегию для своего ребенка путем откровенного шантажа выторговал у начальства главный герой фильма. (Который, замечу в скобках, является и его главной проблемой).

Данила Козловский еще на стадии работы над сценарием и во время съемок стремился уйти от модели, как он выражается, «бронзового героя». Он хотел создать характер сложного человека, подверженного и сентиментальным порывам, и героическим свершениям, и приступам малодушия. Но вместо сложного героя получился герой «лоскутный»: вот тут немного героизма, вот тут чуток пофигизма, вот тут толика необъяснимого сутяжничества, вот тут всплеск нежданной искренности. Герой то отважно вытаскивает своих товарищей из радиоактивного пламени, то тут же трусливо сбегает с пылающей станции на первой попавшейся «скорой помощи», то возвращается на поле боя, движимый, похоже, сугубо меркантильными соображениями, то неожиданно совершает чудеса героизма.

Такие же причудливые зигзаги выписывают и его взаимоотношения с любимой женщиной: то он пытается завоевать ее любовь, то две недели забывает прийти на свидание, то заваливает ребенка дорогими подарками, то откровенно боится взять ответственность за семью на себя, то опять стоит на коленях у ног возлюбленной. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что действие «Чернобыля» развивается не по спирали, а движется по замкнутому кругу. Вот одно погружение в смертоносный бассейн под реактором, вот второе. Вот одно объяснение с возлюбленной, вот другое... При всей своей захватывающей зрелищности и визуальной мощи фильму (во всяком случае, во второй части) не хватает подлинного психологического напряжения, внутреннего огня. Так что «Чернобыль» Данилы Козловского одноименному американскому сериалу в итоге, как на мой вкус, проиграл. Но хорошо, что не с разгромным счетом, а в честной и достойной борьбе.

P. S. Аналитик кинорынка Сергей Лавров прогнозирует, что «Чернобыль» не отобьет в нашем прокате затраченные на него средства (700 миллионов рублей). Но картину, которая за рубежом будет называться «Чернобыль. Бездна», уже приобрели Китай, Канада, Германия, ряд других стран. А в России после завершения проката, совпавшего с 35-летием Чернобыльской аварии, наверняка будут громкие телевизионные премьеры фильма. Подозреваю, что федеральные каналы будут биться за право первого показа. Так что настоящая жизнь этой неровной, масштабной, амбициозной картины еще только начинается.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5395
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4942
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...