Главная Культура 00:18 16 Апреля 2021 19805
Чернобыль. Заглядывая в бездну

На экраны выходит фильм Данилы Козловского о самой страшной техногенной катастрофе в истории человечества

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из фильма «Чернобыль» с сайта kinopoisk.ru

Популярный актер выступает в фильме и режиссером, и исполнителем главной роли, и одним из продюсеров. Так что «Чернобыль» вполне можно считать его авторским проектом. Фильм был готов давно, но из-за пандемии его премьера раз за разом откладывалась. Да и помимо прочего надо было развести выход «Чернобыля» с одноименным американским сериалом, который в 2019 году произвел фурор во всем мире и получил около 80 престижных кинонаград. Соревноваться с таким шедевром совсем непросто...

Данила Козловский, впрочем, настаивает, что сравнивать эти произведения неправомерно. Мол, сериал и фильм — это разные форматы. И потом, если американский «Чернобыль» является, по сути, тщательной художественной реконструкцией реальных событий, то его фильм рассказывает во многом вымышленную и достаточно частную человеческую историю, для которой чернобыльская трагедия служит лишь фоном. Но хочет того Козловский или нет, сравнивать все равно будут. Не избежал этого искушения и я.

Начинается фильм Козловского как лирическая мелодрама. Капитан пожарной охраны Алексей Карпушин — брутальный красавец, рубаха-парень и баловень судьбы — после десятилетней разлуки встречает в Припяти свою первую любовь Ольгу (Оксана Акиньшина), которую, судя по всему, он когда-то поматросил и бросил. Забытые чувства вспыхивают с новой силой. Тем более, что Ольга по-прежнему прекрасна, и у нее, как вскоре выясняется, подрастает десятилетний сын по имени Алеша — как две капли воды похожий на бравого пожарника.

Сцены первого после долгой разлуки свидания, эпизоды провинциального советского быта, напоенного музыкальными ритмами той поры; прически, одежды, магазинные вывески, людской говор на улицах и в автобусах, — поначалу все в фильме дышит подлинностью, поэзией быта и чувств. И это при том, что в апреле 1986 года, о котором повествует фильм, Даниле Козловскому был всего год. Ничего этого он лично помнить не мог. Но вот сумел же с помощью художников, блистательного оператора Ксении Середы (она снимала «Кислоту», «Звоните ДиКаприо», «Дылду») воссоздать этот ушедший мир во всей его чувственной полноте.

Прекрасно и грозно решены сцены чернобыльской катастрофы, которая в один миг ломает гармонию окружающего мира. В фильме почти нет компьютерной графики, во всяком случае, ее совсем не видно. Все снималось «по старинке» — на реальном объекте (это Курская АЭС, которая является клоном Чернобыльской), с реальными очагами бушующего пламени, со снявшимися в фильме реальными пожарниками, среди которых Данила Козловский и его сподвижники-актеры (Филипп Авдеев, Николай Козак, Игорь Черневич) отнюдь не выглядят гламурными столичными пришельцами.

Обожженные огнем и радиацией лица, чавкающая под ногами грязь вперемежку с кровью, быт местной больнички, где облученные сверхдозами люди блюют на пол, усеянный обрывками бинтов и второпях сброшенной радиоактивной одеждой... Эти и многие другие сцены фильма сняты с невиданной в нашем кино изобразительной, звуко-музыкальной мощью, и они выдерживают сравнение как с упоминавшимся сериалом НВО, так и с лучшими образцами голливудского кино. И оставляют позади все российские фильмы-катастрофы.

Не скрою, всю первую половину «Чернобыля» меня обуревала гордость и за Данилу Козловского, который после дебютного «Тренера» вырастает на наших глазах в большого режиссера, и за наше кино. Мол, можем, когда захотим...

Фильм ломается где-то посредине. Когда в действие вступают те самые озвученные Козловским вымышленные обстоятельства. Когда, к примеру, высокопоставленный московский чиновник обещает людям, идущим на смертельный риск, а то и на верную смерть, квартиры в Москве и лечение в лучших клиниках Швейцарии, чего в реальности не было и быть не могло, и мы с вами это прекрасно знаем. А в фильме облученный сын Алексея вместе с ликвидаторами аварии на спецсамолете отправляется для реабилитации в эту прекрасную страну. Такую сказочную привилегию для своего ребенка путем откровенного шантажа выторговал у начальства главный герой фильма. (Который, замечу в скобках, является и его главной проблемой).

Данила Козловский еще на стадии работы над сценарием и во время съемок стремился уйти от модели, как он выражается, «бронзового героя». Он хотел создать характер сложного человека, подверженного и сентиментальным порывам, и героическим свершениям, и приступам малодушия. Но вместо сложного героя получился герой «лоскутный»: вот тут немного героизма, вот тут чуток пофигизма, вот тут толика необъяснимого сутяжничества, вот тут всплеск нежданной искренности. Герой то отважно вытаскивает своих товарищей из радиоактивного пламени, то тут же трусливо сбегает с пылающей станции на первой попавшейся «скорой помощи», то возвращается на поле боя, движимый, похоже, сугубо меркантильными соображениями, то неожиданно совершает чудеса героизма.

Такие же причудливые зигзаги выписывают и его взаимоотношения с любимой женщиной: то он пытается завоевать ее любовь, то две недели забывает прийти на свидание, то заваливает ребенка дорогими подарками, то откровенно боится взять ответственность за семью на себя, то опять стоит на коленях у ног возлюбленной. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что действие «Чернобыля» развивается не по спирали, а движется по замкнутому кругу. Вот одно погружение в смертоносный бассейн под реактором, вот второе. Вот одно объяснение с возлюбленной, вот другое... При всей своей захватывающей зрелищности и визуальной мощи фильму (во всяком случае, во второй части) не хватает подлинного психологического напряжения, внутреннего огня. Так что «Чернобыль» Данилы Козловского одноименному американскому сериалу в итоге, как на мой вкус, проиграл. Но хорошо, что не с разгромным счетом, а в честной и достойной борьбе.

P. S. Аналитик кинорынка Сергей Лавров прогнозирует, что «Чернобыль» не отобьет в нашем прокате затраченные на него средства (700 миллионов рублей). Но картину, которая за рубежом будет называться «Чернобыль. Бездна», уже приобрели Китай, Канада, Германия, ряд других стран. А в России после завершения проката, совпавшего с 35-летием Чернобыльской аварии, наверняка будут громкие телевизионные премьеры фильма. Подозреваю, что федеральные каналы будут биться за право первого показа. Так что настоящая жизнь этой неровной, масштабной, амбициозной картины еще только начинается.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7032
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?