Кризис на острове Афродиты оборачивается эффектом домино для наших госпредприятий. В проблемных кипрских банках у ОАО «Совкомфлот» зависло 25,8 млн долларов, у «АвтоВАЗа» на счетах в офшоре чуть меньше — 641 млн рублей.
Истории очень похожи. Обе компании не только лидеры в своих отраслях — автомобилестроения и морских перевозок, — но и являются государственными. При этом широкая общественность только благодаря кризису узнала, что их счета оказались в зоне риска. А что, собственно говоря, деньги госкомпаний делают в офшоре?
Как пояснила «Труду» пресс-секретарь «Совкомфлота» Анна Бокина, на острове работает их дочерняя структура «Юником», которая занимается оперативным управлением и техническим менеджментом. Через счета «дочки» ежемесячно проходили большие суммы, необходимые на операционные расходы по обеспечению и ремонту судов, а также для выплаты заработных плат морякам. В управлении «Совкомфлота» сейчас 158 судов. Руководство компании уверяет, что кипрские счета не использовались для выведения средств за пределы российской юрисдикции и тем более для сомнительных операций, поэтому активно протестует против замораживания счетов. «Мы оцениваем эти движения негативно, — заявил замглавы «Совкомфлота» Владимир Медников. — Естественно, это наши деньги, и мы их никому не отдадим». Пострадавшие надеются договориться с властями Кипра полюбовно и со стороны наблюдают за судебными процессами, которые начинают другие компании. Вопрос о переводе «Юникома» в российскую юрисдикцию пока не поднимается.
«АвтоВАЗ» затрудняется оценить, какую именно часть из зависших 641 млн рублей удастся спасти. В конце прошлого года объем финансовых ресурсов предприятия достигал 8,4 млрд рублей, так что, получается, зависло около 8% всех средств. Поскольку рентабельность автопроизводителя по EBITDA не превышает 3%, потеря такой суммы может быть очень болезненной. Как следует из официального отчета, на Кипре зарегистрирована управленческая структура Lada International Ltd., координирующая работу «дочек» «АвтоВАЗа». Кроме того, кипрский офис занимается экспортными поставками. Аналитик Наталья Орлова из Альфа-банка отметила «Труду», что для отечественных компаний выгодно и удобно использовать счета, особенно если идут регулярные платежи иностранным компаниям.
Однако эксперты отмечают, что главная причина нахождения дочерних структур в офшорах — оптимизация налогов. В самом деле, Россия не добывает ни нефть, ни газ на шельфах Кипра. И какой смысл в том, чтобы оттуда управлять десятками судов, работающих в разных концах планеты? Но что характерно: несмотря на кипрскую головную боль, госпредприятия не спешат отрекаться от «дочек» и заняли выжидательную позицию. Значит ли это, что даже риски финансовых потерь не так страшны, как работа под полным контролем российских налоговиков?
Голос
Олег Солнцев, руководитель направления денежно-кредитной политики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования
— У «Совкомфлота» в структуре работы большая доля приходится на внешнеэкономическую деятельность, а среди акционеров «АвтоВАЗа» помимо государства есть крупный иностранный партнер. Поэтому объективные причины вести бизнес в иностранной юрисдикции у них имеются. Например, многие сделки с зарубежными партнерами невозможно совершить в рамках российского права и приходится использовать британское право. Если говорить о компаниях вообще, то, безусловно, аргумент оптимизации налогов очень существенный. Хотя в отношении государственных компаний эта тема может иметь криминальные последствия. Поэтому я бы не рискнул ничего утверждать, не видя конкретных документов, схем и сделок.