В России слишком много международных аэропортов, везде нужно содержать таможенников, пограничников и тратить на это большие средства. Такой была логика правительственной комиссии по транспортной политике, которая вознамерилась лишить международного статуса несколько авиапредприятий. Как сказал заместитель председателя правительства Виктор Христенко, только шестнадцать российских аэропортов загружены целиком, они выполняют большинство международных перевозок, а другие, стало быть, без надобности. Слов нет, последние часто представляют собой просто бетонные полосы, пригодные для небольших самолетов. Однако в список попал и Брянский аэропорт, через который в лучшие для "челноков" годы проходила треть турецкого импорта. Да, он лишен столичного блеска, но здесь могут садиться даже тяжелые лайнеры. Область несколько лет назад вложила немалые деньги, удлиняя взлетную полосу для иноземных гостей. Хотя дело не только в потерянных деньгах - есть причины для более серьезных опасений.
Через Брянск проходит международная воздушная трасса Р-22, соединяющая Москву со странами Южной Европы. Во многом благодаря этому обстоятельству аэропорт смог сохраниться и даже заслужить два года назад приз "За выживание среди акул". Здесь приземляются самолеты из Китая, Турции, Италии и других стран. Соседним областям - Смоленской, Калужской и другим - пришлось расстаться с мечтой о небе, аэропорты Центральной России закрывались один за другим. Незаметно государство создало себе еще одну геополитическую опасность. Сейчас на всем огромном пространстве между Киевом и Москвой остался лишь один запасной аэродром - Брянский. Это означает, что с его закрытием для воздушных судов типа Як-40, терпящих бедствие, шансов на спасение будет уже совсем не много. Кроме того, если сейчас в Брянске могут сесть на дозаправку небольшие самолеты четвертого и третьего классов, то в будущем для них путь на Москву станет неодолимым. Часть этих "железных птиц" попросту не долетит. Хотя, например, Ан-2 и ему подобных судов в мире насчитывается около десяти тысяч - они востребованы. По словам командира Брянского авиапредприятия Василия Ющенко, даже тяжелым самолетам решение правительственной комиссии грозит очень рискованным полетом в случае, если столица не принимает их по погодным условиям. Ближайшие места посадки - Нижний Новгород или Питер.
- Таким образом, - говорит Ющенко, - между Москвой и Киевом создается огромная 780-километровая яма. Но есть еще одна опасность, которая стала очевидной после американской трагедии 11 сентября. Сколько лету от "Шереметьево" или "Чкаловского" до Кремля? Около пяти минут. Представьте, что террористы захватывают двухсоттонное судно на подлете к Москве? Все, уже никто не сможет предотвратить катастрофу, потому что времени для принятия решения просто не будет. Я убежден, что сегодня вообще нельзя приземлять тяжелые самолеты вблизи Москвы, это слишком опасно. Они должны садиться в таких аэропортах, как Брянский, то есть за три-четыре сотни километров от столицы. У нас прекрасный государственный комплекс, мы включены во все международные справочники. Россия, на мой взгляд, ослабит свою безопасность, если нас оставят в числе приговоренных.
Федеральная программа развития российской авиации предусматривает до 2010 года провести оптимизацию всех аэропортов с точки зрения их количества и расположения. Начали с вычеркивания. Сейчас этот список включает семь аэропортов. Среди них приграничный Брянский аэропорт, геополитическая роль которого несомненна. Кто же в ней усомнился и зачем?