Пожалуй, поважнее итоговых результатов турнира стал тот факт, что данное мероприятие стало презентацией прекрасного спортивного зала, специализированного под тяжелую атлетику. Новый дом, который достался столичным штангистам, недавно построен на территории Училища олимпийского резерва N 2. Этот зал расположен недалеко от станции метров «Пионерская».
Сразу по окончанию соревнований с корреспондентом «Труда» побеседовал Дмитрий Берестов, олимпийский чемпион 2004 года, директор СДЮСШОР МГФСО по тяжелой атлетике:
– Наконец, к большой нашей радости, мы получили зал, который в полной мере можно назвать домом тяжелой атлетики, - отметил он. – Потому что сюда приятно приходить. Особенно приятно по сравнению с тем, как выглядит большинство наших тренировочных залов, оборудованных зачастую в подвалах. А здесь можно проводить соревнования любого уровня, вплоть до чемпионата России. Так что мы выходим из подвалов – и в прямом, и в переносном смысле этого слова.
Столичные штангисты приобрели прекрасный зал для тренировок и соревнований. Фото Михаила Евсеева
Что касается воспитанников нашей школы, то я доволен их выступлениями. Среди ребят есть и чемпионы и призеры. А для того, чтобы произвести неофициальный подсчет очков, набранный разными командами, мне надо не спеша посмотреть статистику — это я сделаю попозже. Но уже можно сказать: наши воспитанники выступили достойно. Однозначно могу сказать: с каждым годом за нашу школу все больше выступает юных атлетов, начинавших свою спортивную карьеру именно в московских школах, а не в других регионах. И сейчас эта тенденция проявилась в полной мере. В Москве появляются свои доморощенные силачи. Я рад за ребят, которые пошли моим путем. И потому надеюсь, что скоро появятся и другие олимпийские чемпионы из числа уроженцев столицы.
– Кроме административной, вы выполняете тренерскую работу?
– Да, но на этих соревнованиях не выступали мои ученики. Их всего трое, и это уже взрослые спортсмены - Краснов, Муратов, Яркин. Они сейчас тренируются на базе в Чехове. Три раза в неделю я к ним выбираюсь и полностью контролирую процесс, совместно с их личными тренерами.
– А сами тренируетесь?
– Да, поддерживаю свою форму и на тренировках в Чехове. А иногда занимаюсь и в Москве. Недавно занял первое место в группе 35-40-летних на турнире, который проводился в спорткомплексе «Салют». Это был праздник спорта, где ветеранские соревнования стали лишь частью этого мероприятия, помимо соревнований любителей и юношей. Год назад я пообещал президенту тяжелоатлетической федерации, что подготовлюсь и выступлю. И рад сообщить, что удалось даже установить мировой рекорд для своего возраста и весовой категории. В рывке я показал 170 кг, в толчке — 211. Я испытал яркие эмоции, какие почти забыл за много лет. За это мы и любим тяжелую атлетику. Не исключаю, что еще поеду на ветеранский чемпионат мира.
– Выступавший здесь Данила Берестов — родственник вам?
– Это — сын моего старшего брата, тоже бывшего штангиста. Данила занимается много лет, и пока ему не форсировали подготовку. Но задачу-минимум он уже выполнил: вырос гармоничным, атлетичным парнем. Он сам захотел тягать штангу в довольно раннем возрасте. При этом вырос довольно высоким, 1 метр 90. Называю его рост в противовес тем скептикам, которые утверждают, что от поднятия тяжестей молодежь перестает расти. Сегодня Данила улучшил свои результаты в каждом упражнении на 20 кг. Даниле лишь 18 лет, и он зафанател нашим видом спорта. Не знаю — будет ли он когда-нибудь чемпионом. Но он уже является для юных спортсменов и их родителей ходячим примером тому — как наш вид спорта благоприятно воздействует на здоровье и внешний вид.
Племянник олимпийского чемпиона Дмитрия Берестова - Данила Берестов готовится к подходу. Фото Михаила Евсеева
– А ваша дочка занимается спортом?
– Василисе 9 лет. По характеру она скорее не азартная спортсменка, а творческий человек. Больше любит что-то мастерить, что-то придумывать, фантазировать. Тем не менее, она 2-3 раза в неделю занимается фехтованием в школе «Юность Москвы» в Чертаново. Пока ей больше задают общефизическую подготовку, но она уже с нетерпением ждет первых соревнований.
А вот сын Святослав более спортивный. Очень подвижный. Мы с женой уже его отдали на гимнастику.
Интересные комментарии корреспонденту «Труда» дал также чемпион Европы 1983 года, ныне главный тренер сборной Москвы Валерий ЮРОВ:
– Новый зал тяжелой атлетики находится на территории Училища олимпийского резерва N 2. Рядом находятся два корпуса общежития и гостиница, а также сауна и медицинский центр. Кроме штангистов, там проживают гребцы и велосипедисты. В этом зале теперь будут тренироваться сборные Москвы по пяти возрастным категориях (мужские и женские) и проводиться большая часть соревнований столичных тяжелоатлетов. В дальнейшем мы планируем здесь же открыть и школу для новичков. Но пока что нет такой возможности, так как большую часть дня зал занят для занятий спортсменов школы Олимпийского резерва, которые входят в различные сборные.
До сей поры все московские спортсмены тренировались в своих спортивных обществах и лишь за две недели до начала всероссийских первенств и чемпионатов выезжали на двухнедельные сборы на базу в Истринский район. А этот спортивный зал на последние годы единственный, построенный именно для тяжелой атлетики.
– Какова сейчас ситуация с Дворцом тяжелой атлетики, построенном к московской Олимпиаде?
– Он нормально функционировал до начала 1990-х – то той поры, пока все спортивные объекты в Черкизово не были отданы под торговые помещения. После в том дворце лишь от случая к случаю проводились турниры тяжелоатлетов, например, «Три богатыря». Но сейчас аренда этого зала столь дорогая, что наша федерация и другие спортивные организации просто не потянут расходы, чтобы там постоянно тренировались штангисты. В последнее время – в течение 10 лет - для нас палочкой-выручалочкой был спортивный зал Колледжа современных технологий (прежнее название - Техникум Метростроя № 53) на Ярославском шоссе. По всей Москве имеется четыре спортивных зала, в которых можно проводить соревнования по тяжелой атлетике. А для тренировок – порядка 40. Стараемся организовать все таким образом, чтобы москвичу из любого района Москвы не приходилось далеко ездить на тренировки. Способные дети имеют возможности пройти первую стадию своей карьеры недалеко от места жительства. Причем, бесплатно.
О ситуации с тяжелой атлетикой (лет 50 назад — одним из самых популярных и успешных видов спорта в нашей стране) корреспондент «Труда» побеседовал с главой Федерации тяжелой атлетики Москвы Максимом Абдулмеджидовым:
– Мы отбираем на этих соревнованиях команду Москвы для выступления на первенстве России для спортсменов не старше 18 лет. - рассказал Абдулмеджидов «Труду». - В этом здании мы впервые проводим соревнования вообще. Но в дальнейшем собираемся это делать постоянно. С тех пор, как у нас был закрыт олимпийский зал в Измайлово, этот Дом штанги у нас фактически первый стационарный, предназначенный именно для тяжелой атлетики.
Корреспондент «Труда» беседует с главой Федерации тяжелой атлетики Москвы Максимом Абдулмеджидовым (справа). Фото Михаила Евсеева
Я благодарен в решении этого вопроса директору УОР N2 Захарову Андрею Анатольевичу. Когда мы шесть лет назад проводили конференцию, он - в качестве первого заместителя руководителя департамента физкультуры и спорта Москвы – увидел: в каких условиях ютятся московские тяжелоатлеты. И тогда он дал нам обещание, что приложит все силы для создания в Москве зала, удовлетворяющие всем требованиям нашего вида спорта. На данный момент работы по строительству зала продолжаются. К имеющемуся помещению мы пристроим разминочный зал. То есть, зрителям и самим участникам во время соревнования не будет слышен грохот от снарядов, неизбежный во время разминки. Соответственно, и на тех местах, которые сейчас используют для разминки, можно будет возводить трибуны для зрителей. Но мы решили «обкатать» зал еще до завершения всех работ. Заодно – и выявить все возможные недостатки. Некоторые уже выявили и будем устранять. Например, этот зал спроектирован по европейским стандартам, и инженеры-конструкторы, видимо, не учли условий холодного московского климата. Так что к следующей зиме нам придется усилить систему отопления.
А учитывая тот факт, что многие члены сборной Москвы разных возрастов очень часто выезжают на всероссийские сборы и соревнования, в помещениях этого нового центра вполне смогут тренироваться и подростки, живущие поблизости. Особо отмечу: тренироваться бесплатно.
– Как можно сравнить этот зал с олимпийским?
– Тот зал в Измайлово мы держим в запасе. Сейчас там играют баскетболисты. В нашем виде спорта постоянно использовать подобные залы просто нерентабельно из-за их масштабов и дороговизны. Трибуны на несколько тысяч зрителей мы сможем собрать лишь на турнирах уровня чемпионата мира или Европы, не меньше. На чемпионате России они пустовали бы более чем наполовину. Так что сейчас в Олимпийском зале мы даже не держим постоянно помост для тяжелой атлетики и прочее оборудование и инвентарь.
Это же новое здание, хотя и проектировалось по довольно универсальному варианту (подобные залы используют представители бокса, игровых видов спорта, фехтовальщики и т. д.), но мы его уже оборудовали техникой и инвентарем, рассчитанными именно для тяжелой атлетики.
И самое главное: мы планируем не успокаиваться на открытии первого подобного комплекса, а возвести в Москве еще несколько подобных специализированных спортзалов.
Я должен отметить и других энтузиастов, усилиями которых в последние годы развивается московская легкая атлетика. Например, Павел Феоктистов. За три года работы его в Москве в качестве руководителя отделения тяжелой атлетики УОР N 2 достигнут большой прогресс в деле подготовки молодого поколения штангистов. Главный тренер сборной Москвы Валерий Юров. Советник главы Москомспорта Руслан Балаев. Во многом усилиями этой инициативной группы Москва превращается в один из главных российских центров по подготовке штангистов для сборной.
– Какие времена были самые сложными для московской тяжелой атлетики?
– Я возглавляю столичную федерацию с начала 1990-х. Были такие времена, когда на чемпионате Москвы среди взрослых участвовало 17 человек – во всех весовых категориях, вместе взятых. Сокращали тренерские штаты, наши специалисты уходили в сферы, далекие от спорта. Мы пошли по пути сотрудничества с департаментом народного образования. Ведь еще с советских времен значительная часть молодых штангистов готовились в системе ФЗУ, позже переименованных в ПТУ. Наш вид спорта всегда относился к наименее затратным, так что большая часть наших спортсменов вышли из малоимущих семей. И потому тяжелую атлетику можно отнести к народным видам спорта. С удовлетворением могу сказать о том, что и в 1990-х, и в начале 2000-х нам удавалось открывать новые спортшколы и отделения тяжелой атлетики, и новые залы. Но на залы, подобные этому, у нас просто не хватало тогда возможностей.