Но, как рассчитывают в ФМС, этого не произойдет, хотя 1,3 млн. — это втрое меньше, чем квота на 2009 год. Но тогда из почти 4 млн. иностранцев, которые могли приехать на работу в Россию, приехали только 1,2 — остальные не понадобились. Поэтому заявленных 1,3 млн. должно хватить с головой.
Как сообщил «Труду» глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский, в январе число приезжих в Россию трудовых мигрантов сократилось на 30% по сравнению с декабрем. В то время как в предыдущие месяцы сокращение от месяца к месяцу было около 15% — соответственно, темпы сократились в два раза.
По его словам, это связано с общей экономической ситуацией и сокращением рабочих мест, и эта тенденция может сохраниться в ближайшее время. «Если так и будет, то России грозит ситуация, когда она окажется без рабочих рук, — сказал он. — Однако мы постараемся этого не допустить».
У Ромодановского и служб занятости противоположные цели. Так, хотя для Москвы была запланирована квота в 250 тысяч мигрантов в 2010 году, мэр Юрий Лужков поставил задачу снизить ее до 200 тысяч человек: он убежден, что городу этого хватит.
«Мы отдаем приоритет москвичам и кандидатам из других регионов РФ, — подтверждает руководитель отдела информации и связей с общественностью столичного департамента труда и занятости населения (ДТиЗН) Леонид Беррес. — Да, москвичи
Валентин Сергеевич Стародубов полжизни проработал дворником в Мещанском районе Москвы. Уже два с половиной года он без работы. Из ЖЭКа уволили, а устроиться дворничать в другом месте так и не удалось. Спасает только то, что помогают деньгами взрослые дети.
«Мне 54, вроде на пенсию еще рано, но работать я уже и не хочу. Хватит, отдворничался, метлой и лопатой намахался. Да и, кстати, приезжие, которых сейчас на работу понабрали, лучше меня убирают, тщательнее. Мне работа нравилась
Судьба дворника
В Москве нанять дворника проще: на время работы им предоставляются служебные квартиры. Получить жилье в столице в обмен на то, чтобы подметать двор и поддерживать чистоту в подъезде, — на эту схему соглашаются многие, особенно гастарбайтеры. «Я бы сам пошел в дворники», — говорит Александр Невельский, дизайнер, год назад переехавший в Москву. Он снимает квартиру за 25 тысяч и с любопытством наблюдает за молдаванкой, которая живет в том же подъезде в служебной квартире, подметает во дворе и моет пол на лестничных клетках. Но это только слова: Александр продолжает работать дизайнером, половина его зарплаты уходит на аренду.
Был прецедент, когда дворник отстоял в суде право жить в служебной квартире после того, как он уволился. К тому времени у Хусаина Исхакова была беременная жена, история его выселения из квартиры попала в СМИ. В итоге под давлением возмущенной общественности правительство Москвы выделило дворнику новую квартиру — уже в собственность.
Впрочем, ушлыми бывают не только дворники, но и те, кто их нанимает. Дворники в Москве, рассказывает президент Федерации мигрантов России Маджумдер Мухаммад Амин, получают 8–10 тысяч рублей. «А по ведомостям проходит, что это 18–20 тысяч. ЖЭКи оформляют своих родственников и друзей и кладут эти деньги в карман, а мигранты чистят снег и при этом остаются нелегальными», — жалуется он.
В регионах найти дворника с российским гражданством еще сложнее, поэтому последние годы эту работу выполняли трудолюбивые узбеки.
Не русское это дело
По словам Леонида Берреса, безработные идут на места и зарплаты, которые в предыдущие годы занимали гастарбайтеры. Но полностью заместить иностранных работников нашими не удается. И не удастся, прогнозирует директор центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. «Во всем мире такая ситуация, везде есть безработные, которые не хотят браться за непрестижную или низкооплачиваемую работу, и, с другой стороны, катастрофически не хватает дворников, сантехников, горничных, санитарок. И везде эта проблема решается за счет миграции: едут люди из стран, где зарплаты ниже и уровень претензий ниже». Для того чтобы непопулярные вакансии заняли российские граждане, надо существенно больше платить и не допускать, чтобы люди столь массово получали высшее образование.
Хотя водители маршрутных такси получают существенно больше дворников, желающих устроиться на это место среди потерявших работу мало — проще «бомбить». А тех, кто и хотел устроиться, зачастую не брали: иностранцы работали за меньшие деньги.
Борис Селифанов из Балашихи — исключение: еще год назад он работал водителем маршрутки. В марте 2009 года его уволили и заменили шофером из Азербайджана. «Ильхам согласился на вполовину меньшую зарплату, чем я, но я зла на него не держу, он хороший парень, мы до сих пор общаемся. Но Ильхам скоро домой уедет, у него там брат бизнес начал, зовет к себе», — говорит Борис.
В компании по перевозкам, где он раньше работал, освободилось уже около десятка вакансий водителей, но заполняются они плохо. Россияне свои услуги почти не предлагают, а нелегальных мигрантов брать на работу побаиваются сами владельцы.
Селифанов говорит, что в водители маршруток больше не пойдет. «Да я лучше вспомню первую профессию — я столяром был когда то, — чем вернусь за руль маршрутки! Там очень тяжелая работа, изматывающая, это смерть здоровью через пару месяцев, да и стресс постоянный. Так что мне ни горячо, ни холодно от того, что вакансии освобождаются. Лучше безработным посижу, чем на такую службу идти. Жаль только, что приятель уезжает, но это жизнь», — разводит руками Борис.
Лучше быть безработным
Владимир Можайцев из подмосковного города Видное — безработный со стажем. По профессии он водитель, но с
Владимир попытался найти работу по специальности сразу после увольнения, однако его не хотели принимать. «Я пошел в Мострансавто, пытался устроиться водителем, но получил отказ, ходил к маршруточникам, но и там не взяли. А зачем я им, там работают бедолаги из Средней Азии за копейки, ничего не требуют, не возникают, если что», — вспоминает Владимир.
Чтобы
С 1 января 2010 года в Москве
Андрей Коровкин, заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов ИНП РАН, говорит, что в уменьшении квоты нет ничего трагического, дефицита кадров не будет. Число вакансий общероссийской базы «Работа в России» уменьшилось с 1,3 млн. человек в конце 2008 года до 800 тысяч на настоящее время, ничего удивительного, что квота на иностранных рабочих существенно сокращена.
Чтобы непрестижные вакансии занимали российские граждане, нужно изменить устоявшиеся порядки, сформированные за эти годы, считает он: «Я не вижу ничего плохого в том, чтобы студенты начали убирать дворы: утречком встал и убрал. Но бизнес берет выпускников только со стажем работы. Соответственно, студенты, боясь, что останутся потом без работы, вынуждены идти работать во время учебы в вузе. А потом работодатели начинают вопрошать: что за кадры к нам приходят! А физический труд — он не помеха образованию, не загружает мозг».
Нелегалы
Больше всего трудовых мигрантов, судя по данным Росстата, занято в торговле, транспорте, строительстве, производстве пищевых продуктов и сельском хозяйстве. Чаще всего на заработки они приезжают в Москву и область,
Мигранты действительно получают мало, а работают на совесть. Причем нелегально работающий мигрант выгоден работодателю вдвойне:
«90% трудовых мигрантов из СНГ работают в России. После урезания квот в 2009 году только 3% мигрантов вернулись на родину. Остальные остались в стране, просто перешли на нелегальное положение. В основном в России трудятся таджики, узбеки, киргизы», — сказал президент Федерации мигрантов России Маджумдер Мухаммад Амин.
Впрочем, министерство труда и социальной защиты населения Узбекистана сообщает, что в прошлом году было трудоустроено более 60 тысяч граждан, вернувшихся из трудовой миграции, они работали преимущественно в строительстве, сфере благоустройства, услуг и сервиса. Но за неквалифицированную работу и людям рабочих специальностей в Узбекистане, как правило, платят немного — от 60 до 170 тысяч сумов (1200–3400 рублей), что не может сравниться с легальным или нелегальным заработком мигрантов в России. Поэтому трудовые мигранты будут приезжать работать в РФ всеми правдами и неправдами.
«На мой взгляд, проблему можно решить, создавая достаточное количество мест и для россиян, и для трудовых мигрантов. Также необходимо упростить процедуру получения разрешения на работу. Сейчас, чтобы получить легальный статус, простому
Цифры
- 1,3 млн. трудовых мигрантов могут приехать в Россию в 2010 году по квоте
- 30% на столько сократилось число мигрантов, приехавших в Россию в январе 2010 года
- 12 тысяч рублей в месяц в среднем составляет зарплата мигрантов
- 11,2 млн. человек въехали в Россию в 2009 году, 7 млн. выехали
- 8,6 млн. человек были поставлены на миграционный учет в 2009 году
- 4,4 млн. человек въехали в Россию в безвизовом порядке в 2009 году