Главное футбольное событие недели — вручение «Золотого мяча». В тройке претендентов был вратарь «Баварии» и сборной Германии Мануэль Нойер. До сих пор этот почетный трофей доставался голкиперу лишь однажды: в 1963 году его обладателем стал наш Лев Яшин. И пока Нойер расстраивался, что ему не удалось догнать русского вратаря (награда досталась самому «забивному» форварду Криштиану Роналдо), корреспондент «Труда» вместе с вдовой нашего прославленного голкипера Валентиной Тимофеевной ЯШИНОЙ вспоминал подробности события полувековой давности.
— К своему стыду, я лишь недавно узнал, что Лев Иванович номинировался на «Золотой мяч» и до 1963 года...
— Самое удивительное, я тоже об этом не знала. В нашей прессе об этом в те времена вообще не сообщалось. О том, что Льва и ранее выдвигали на звание лучшего футболиста года, он и сам, похоже, не догадывался. А между прочим, в списке номинантов на получение «Золотого мяча» в 1956 году Яшин занял 5-е место, в 1960-м — опять 5-е, в 1961-м — 4-е... Да и после того, как он все-таки поймал «Золотой мяч» в 1963 году, Лева оставался в десятке лучших: в 1964-м — 8-е место, в 1966-м — 7-е. Обо всем этом я узнала лишь много лет спустя, подробностей я, повторюсь, не знала, хотя за выступлениями мужа в составе «Динамо» и сборной СССР, конечно же, внимательно следила и не пропускала ничего из того, что появлялось о Яшине в советских газетах и журналах.
— А что предшествовало историческому событию, когда Лев Иванович выиграл спор за «Золотой мяч»?
— Осенью 1963 года кто-то из спорткомитета сообщил Леве, что его приглашают в Лондон сыграть в составе сборной мира против англичан в честь 100-летия официального рождения футбола. После успешно сыгранного им этого матча на знаменитом «Уэмбли» 23 октября, а потом и отборочной встречи к чемпионату Европы против итальянцев в Риме, где Лев блеснул мастерством в полной мере, уже пошли осторожные разговоры о том, что именно Яшина могут признать лучшим футболистом уходящего года. И так оно и случилось! А вручили ему этот трофей перед матчем 1/8 финала чемпионата Европы против сборной Швеции в мае 1964 года. Для этого в Москву специально приехал главный редактор французского еженедельника «Франс Футбол» Макс Юрбини. И вся церемония прошла прямо на футбольном поле. Никаких смокингов и бабочек не было.
— Вы присутствовали на том событии?
— К сожалению, нет. О предстоящем событии Лева даже мне не говорил. Он вообще дома восторгов по поводу своих футбольных успехов никогда не проявлял. Да и в быту был человеком довольно флегматичным. Так что я перед матчем со шведами не знала, что предстоит столь громкое мероприятие. Яшин готовился к игре очень сосредоточенно, ни на что не отвлекаясь. И я тогда не поехала на стадион — сидела с маленькими детьми дома. Старшей нашей дочке было шесть лет, а младшей — всего два. А Лева в итоге свой «Золотой мяч» в тот вечер даже домой не завез — сразу передал его в Музей спорта в «Лужниках». Так что я увидела этот трофей мужа лишь спустя какое-то время. Вообще-то, честно говоря, в те годы такого ажиотажа, как сейчас, вокруг индивидуальных наград в футболе не было. Тогда действительно царил коллективизм — главное, чтобы команда побеждала, все остальное второстепенно. Такая деталь: после получения почетного трофея Лева даже никаких застолий не стал устраивать, хотя в те времена принято было отмечать и события куда скромнее.
— Вы нынче болели за Нойера?
— Конечно, хотелось, чтобы «Золотой мяч — 2014» получил именно голкипер — у меня, понятно, к вратарям особое уважение. Тем более Роналдо уже дважды был лауреатом, а Месси и вовсе четыре. А Нойер в минувшем году действительно показал выдающуюся игру, единственный из тройки претендентов стал чемпионом мира... Когда я наблюдала игру Нойера на выходах за пределы штрафной площадки, я сразу вспоминала Леву в его лучшие годы... Ведь он именно так размашисто играл еще полвека назад!