На сборную и ее руководство обрушился шквал критики. Команду предлагают расформировать (ну как не вспомнить еще Сталинский гнев по поводу проигрыша на Олимпиаде-52), предрекают крах на чемпионате Европы, который пройдет в Москве в конце февраля 2001-го, ставят под сомнение мастерство игроков, еще вчера превозносимых.
Ничего удивительного - так в России было всегда. Да, собственно, и не только в России: в футболе от любви до ненависти - полшага. И критика - штука полезная, кто же спорит? Как никто не поспорит и с тем, что после "разбора полетов", основанного на эмоциях, должен следовать профессиональный анализ, где базой служат факт и цифра.
Этой базой оперирует генеральный менеджер сборной России Сергей КОЗЛОВ.
- Давайте разделим два понятия: "провал" и "неудачное выступление". Между ними - целая пропасть. С первым я категорически не согласен, второе имеет несколько толкований и "степеней", и я попытаюсь объяснить...
До чемпионата Европы 1999 года в Гранаде перед сборной России никто никогда не ставил конкретных высоких целей. Цели формулировались расплывчато: на первом этапе - выйти во второй, на втором - попасть в полуфинал, если повезет... Пальма первенства всегда отдавалась испанцам. Мы в 1999-м сказали: нет, мы испанцев обыграем. И мы их обыграли. Мы потеснили время и добились результата, который, откровенно говоря, не соответствует общему уровню развития российского мини-футбола. Если в России есть клуб "Дина", признанный одним из лидеров мирового футзала, это вовсе не означает, что Россия твердо держится на передовых рубежах в национальном масштабе.
Игра сборной на чемпионатах мира и Европы - даже при том, что "Дина" является ее основой, - другая опера. Иная стратегия, иной футбол, иные задачи и уровень ответственности.
Я считаю, что в Гватемале сборная России очень неплохо играла вплоть до матча с Египтом, когда ребят настиг спад. С этого матча начался отсчет неудач - четыре поражения подряд. Это - голая математика. Эти поражения создали впечатление провала.
Давайте вспомним, что к матчу с Египтом мы пришли после трех побед в групповом турнире (4:2 над Хорватией, 6:1 над Коста-Рикой, 10:2 над Австралией) и выиграли ключевой матч второго этапа. Выиграли у жесткой, грамотной, здорово обученной сборной Аргентины со счетом 7:1. И стало ясно, что мы в полуфинале. Никогда не соглашусь с тем, что в полуфинал нас протащила последующая победа Аргентины над Египтом. Разве "чудо", что в этом матче победили аргентинцы? Да нет, они просто сильнее.
При всей справедливости исхода матча с Египтом (4:6) нельзя не заметить, что счет ударов по воротам - 40:11 в нашу пользу. Из этих 11 египетских ударов 7 пошли в створ ворот и 6 - залетели. Бывает такое в футболе? Бывает, к сожалению.
После Египта была не имеющая турнирного веса встреча с Бразилией (2:6) - все мы думали уже о том, как играть в полуфинале с Испанией. Такова стратегия длинной дистанции: когда ты выходишь в полуфинал, и сколько ты до этого выиграл и сколько проиграл, - никому неинтересно. В 1996-м наша сборная в групповом турнире два раза сыграла вничью, на втором этапе проиграла испанцам, но кто об этом вспомнил, когда мы стали третьими? Все посчитали - и справедливо, - что сборная выступила в итоге успешно...
Полуфинальный матч со сборной Испании, которая в итоге и стала чемпионом мира, был лучшим нашим матчем в Гватемале. К поражению привели несколько факторов, целая цепочка. Во-первых, тренерский штаб не справился с задачей управления на последних не минутах даже, а секундах - наверное, при счете 2:2, когда казался неминуемым овертайм, надо было оставить на поле опытных ребят. Сыграл свою роль наш менталитет: "раненого соперника нужно добивать"; мы понеслись в атаку за 18 секунд до свистка, потеряли мяч и вынуждены были нарушать правила в отборе. При этом судья поставил штрафной не в точке нарушения, а значительно ближе к нашим воротам. Мы пропустили третий гол за 7 секунд до конца основного времени...
Вот драма момента, который все перечеркнул. Перечеркнул не просто очень сильно проведенный матч, но по сути всю нашу работу, направленную на достойный России результат. Сколько в нем ошибок, столько же и невезения, предвзятости судей.
Игры без ошибок не бывает. Наши ошибки не носят патологического характера. Мы не выполнили задачу, которую сами перед собой поставили.
У России были реальные шансы сыграть в финале чемпионата мира. И кто бы тогда упрекал нас в том, в чем упрекает сегодня? Критических ошибок мы не допустили. Да, возможно, нужно было готовить сборную к чемпионату в условиях высокогорья. Но кто бы вспомнил об этом, если бы Россия выиграла у Испании?
Я мог бы разобрать и проигранный Португалии "утешительный" матч за бронзовые медали, да только после опустошающего полуфинала - есть ли в этом смысл?..
Сборная России, игравшая на чемпионате мира, формировалась строго по спортивному принципу. Уровень мастерства, турнирный опыт, стройность и надежность командных линий, крепость игровой психологии, бытовая совместимость, физическое состояние - в Гватемалу поехали те, кто был действительно способен решать серьезные задачи. Руководство сборной видит свои ошибки и знает, как их исправить. Перед сборной вновь стоит максимальная задача - выиграть чемпионат Европы. Не сыграть на нем - выиграть.