В Музее Москвы развернута экспозиция «Большой Каменный мост», приуроченная к окончанию капитального ремонта одного из самых знаменитых мостов столицы. Историю монументального сооружения решили не втискивать ограниченное пространство экспозиционных залов – выставка расположилась прямо под открытым небом, во дворе музея.
Этот мост давно стал неотъемлемой частью величественной панорамы центра столицы, а утилитарное его значение вообще трудно переоценить – даже на время капитального ремонта, длившегося больше года, Большой Каменный полностью для движения не закрывали. Завершение ремонтно-реставрационных работ и стало поводом для выставки.
Главному герою экспозиции чуть больше 80 лет, но история его уходит корнями в незапамятные времена. У него было несколько предшественников, а когда-то никакого моста на этом месте вообще не было, только брод на столбовой дороге из Рязани в Великий Новгород. Наплавной мост из плотов, собранных из толстых дубовых бревен, появился тут только в 1498 году. Современники такие мосты называли «живыми» – для пропуска речных судов плоты, расположенные над самым глубоким местом, отводились в стороны. С наступлением морозов мост разбирался – плоты вытаскивались на берег, где и лежали до окончания ледохода.
Каменный мост на этом месте приказал возвести первый царь из династии Романовых – Михаил Фёдорович. Для воплощения государева замысла был выписан из Страсбурга архитектор Анс Ягон Кристлер. Строительство началось в 1643 году напротив церкви Всех Святых, что на Рву, стоявшей некогда приблизительно там, где сейчас храм Христа Спасителя. Но завершить работы не удалось – Михаил Фёдорович скончался, а его наследник царь Алексей Михайлович отказался от дорогостоящего проекта. Только через 40 с лишним лет царевна Софья, заботясь о благоустройстве своей столицы, приняла решение достроить мост, благо остались деревянный макет, чертежи и технические записи Кристлера.
Дело иностранного архитектора продолжил русский «каменных мостовых дел мастер» старец Филарет, усовершенствовавший первоначальный проект. В дате окончания строительства историки расходятся – одни называют 1687 год, другие 1692-й, когда на престол уже взошел Пётр I. Государевой казне предприятие влетело в копеечку – сооружений такого размаха (22 метра в ширину и более 150 в длину) над рекой еще не строили. «Дороже каменного моста!» – восклицали современники, говоря о чем-то сверхзатратном.
Изначально названный Всехсвятским, с появлением других каменных мостов через Москву-реку он был переименован в Большой каменный. Прослужил городу верой и правдой до самой середины XIX века. Поначалу вдоль него по обеим сторона стояли лавки, а у опор работали мельницы. Каким был мост, посетители выставки смогут увидеть на гравюрах известного голландского мастера Питера Пикарта, приглашенного в Россию царем Петром. Впрочем, историки считают, что самая известная гравюра Пикарта, запечатлевшая мост – «Вид Кремля из Замоскворечья» (1708) – грешит неточностями. Наиболее достоверной считается акварель Аполлинария Васнецова «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века», созданная в цикле видов-реконструкций старой Москвы.
Жизнь на Большом Каменном кипела и днем и ночью – под ним был притон разбойников, выходивших после заката на свой «промысел». Самым знаменитым среди обитателей этого московского «двора чудес» был легендарный Ванька-Каин. Считается, что именно с его нелегкой руки пошла гулять поговорка «концы в воду» – своих жертв «работники ножа и топора» отправляли в омут около одного из быков моста. Известен Большой каменный и тем, что по нему везли к месту казни на Болотной площади Емельяна Пугачёва. И армия Наполеона покидала горящую Москву, отступая к Калужской заставе, по нему же.
Биография у моста действительно была бурной, он пережил пожар и несколько сильных наводнений, однако стоял прочно. Несмотря на это в начале 1850-х годов его решили снести и выстроить на его месте новый. Однако старый мост сдаваться не хотел – его пришлось взрывать, и москвичи с сожалением наблюдали за тем, как его ломают. Камень, пригодный для использования, приобрел купец по фамилии Скворцов и выстроил из него дом на Моховой улице, который цел и по сей день.
К 1859 году на месте прежнего возвели новый – первый металлический мост в Москве. Облицованный каменными плитами, он сохранил за собой название предшественника. Прослужил почти 80 лет, стоял бы и дальше, но из-за строительства канала имени Москвы вода в реке существенно поднялась, и ради пропуска волжских судов ветерана пришлось разобрать. Нынешний Большой Каменный в соответствии с Генеральным планом реконструкции Москвы, принятым в 1935 году, перенесли чуть ниже по течению, к Боровицкой площади. Проектировали его сразу три известных советских архитектора – Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх и Михаил Минкус. О том, как шло строительство, посетители смогут судить по картине Николая Москалёва «Строительство Большого каменного моста» (1937), представленной в экспозиции.
Художник Николай Москалёв запечатлел строительство одного из главных современных столичных мостов
На выставке собрано и немало других редких свидетельств, отразивших многовековую историю Большого каменного моста. Но, пожалуй, самым впечатляющим стал фрагмент фермы, демонтированной в ходе ремонтных работ и хранящий следы осколков фугасной бомбы – одной из многих сотен, сброшенных на Москву в 1941-42 годах. Капитальный ремонт Большого каменного провели впервые за все 80 с лишним лет его существования. Жизнь патриарха московских мостов продолжается.