Прочтя его, Лужков задал простой вопрос: "Какое отношение имеют к городским властям перечисленные руководители ТОО, ООО и АОЗТ, директора рынков и гендиректор одного нефтемаслозавода? Ни в мэрии, ни в других столичных структурах нет ни таких должностей, ни таких людей".
Как известно, в отношениях Москвы с федеральным центром есть, что называется, непростые коллизии. В результате маловразумительной борьбы у столицы уже фактически отняли плату за исполнение столичных функций, так называемые субвенции. Теперь "наложили лапу" на Дорожный фонд, без которого никогда не достроить третье транспортное кольцо и невозможно развивать метрополитен. В общей сложности у Москвы отобрали, как тут считают, около 45 миллиардов рублей. Так что кавалерийские наскоки на столицу и ее руководство стали чуть ли не нормой.
Но для придания достоверности выдвинутым обличениям МВД должно было вкрапить в обнародованный "черный список" хотя бы пару-тройку действительно замаравших себя городских чиновников. Но и тут вышел казус. Например, начальник налогового управления департамента финансов столичного правительства Людмила Лазькова попала в поле зрения милиции по единственной причине: давала отсрочки по платежам в городской бюджет городским организациям, оказавшимся в трудном финансовом положении. Занимаемая должность давала на это право. Кроме того, Лазькова проводила в жизнь установку правительства города на то, что ему выгоднее иметь живые, работоспособные предприятия, нежели банкротов. Но это с точки зрения элементарного здравого смысла. А на взгляд правоохранителей, подозрительно: почему тетенька такая добрая? Понятно же, не бескорыстно... Нашли повод, сделали обыск: и в самом деле в служебном сейфе обнаружили на целую тысячу долларов золотых украшений!
Это же ужасно - женщина хранит цепочку и сережки на работе, а не дома. Да еще с магазинными бирками, как было в данном случае. Объяснений может быть множество. Но Лазькову на этом основании суетливо обвинили во взяточничестве. Имя очернили, нервы помотали... В суд же передавать оказалось, как видно, нечего: не накопали криминала. Так и живет - не осужденная, не оправданная...
Еще более драматичная история у председателя Московской городской регистрационной палаты Игоря Александрова, тоже обвиненного во взяточничестве. Ему помог попасть за решетку его же зам, заподозрив которого в нечистоплотности, он выгнал с работы. Когда Севостьянова взяли с поличным, он находчиво заявил: "Да, брал, но делился с начальником". С тех пор смертельно больной Александров прошел "Бутырку", "Матросскую тишину"... В конце августа закончился срок следствия и его освободили. Дело же по идее надо либо передавать в суд, либо закрывать. Другого не дано. Но вот прошло уже две недели, а Александрова по-прежнему держат в подвешенном состоянии. Кого волнует, что человек просто боится не дожить до момента, когда его оправдают - хотя бы в глазах детей и внуков.
Боюсь, что подобные истории - не досадные накладки. Несколько лет в Москве действовала экологическая милиция. Вряд ли требуется кому-то объяснять, как необходима такая служба для мегаполиса почти с тремя миллионами автомобилей: людям от выхлопов не продохнуть, деревья в центре уже вовсю сохнут. А было бы еще хуже, если бы не посты экологической милиции, созданные на всех въездах и выездах. Большое значение контролю за состоянием окружающей среды в столице придает и нынешний вице-премьер правительства РФ Виктор Христенко. Это он 30 августа этого года поручил министру МВД В. Рушайло и министру природных ресурсов Б. Яцкевичу "совместно с правительством Москвы проработать вопросы участия МВД России в предупреждении и пресечении экологических правонарушений на территории города".
Проработали. Но как... У меня в руках копия приказа и. о. начальника ГУВД Москвы В. Швидкина, которым экологическая милиция... ликвидируется. Что ему поручение вице-премьера страны? Важнее, наверное, вопрос: на что потратить деньги, которые освободятся после разгона "лишнего" подразделения - именно этому посвящен пункт 2 его приказа.
Отчего же так смел человек, который уже восьмой месяц в роли и.о. начальника ГУВД? Так ведь понимает генерал-лейтенант милиции, видит, как его заботливо "подсаживает" в кресло руководство МВД. Дважды не согласился с предложенной кандидатурой Швидкина московский мэр (считаться с мнением которого милицейских генералов обязывает российский закон). И что же? А ничего. Дальше и спрашивать не стали. Как "ничего" и то, что именно за месяцы руководства и.о. начальника городской милиции в городе в два раза подскочила преступность. Причем по самым тяжким преступлениям - грабежам, разбойным нападениям. Две тысячи нераскрытых преступлений по сбыту наркотиков...
Как это все квалифицировать? Начальник государственно-правового управления правительства столицы Геннадий Пономарев считает, что уместно тут одно слово: произвол. Бывший прокурор города на своем опыте знает, что это такое, и ему, видимо, можно верить.