Я "вечный студент". В том смысле, что учусь я уже восемь лет. Многовато для обычного студента факультета политологии. Я поступил в университет в 2001 году, больше потому, что так хотели родители.
Уже на третьем курсе начал работать в сфере торговли. Начинал с небольших фирм, а потом стал торговым представителем компании, которая реализовывала оборудование для заводов: реле, счетчики. Я быстро освоился, хотя никогда не интересовался энергетикой. Отсутствие соответствующего образования (и какого-либо диплома) не мешало мне летать в командировки, выгодно представлять нашу продукцию и получать контракты.
В вузе я учился, что называется, "левой ногой". Преподаватели сначала прощали мне прогулы, я пересдавал заваленные экзамены. Так "дополз" до пятого курса. Но когда заканчивался предпоследний семестр, я увидел свою фамилию в списке на отчисление. Оказалось, что я не сдал несколько экзаменов и времени пересдавать уже нет. У меня был шок. После разговора с заместителем декана факультета стало понятно, что самое верное сейчас решение - оформить академический отпуск, а не пытаться в срочном порядке наверстать упущенное, стрелять у однокурсниц лекции и сидеть ночами за учебниками.
На следующий год об учебе я забыл. Так я оказался специалистом без диплома. Пять лет лекций отслушаны, курсовые написаны, но госы не сданы и диплома нет.Так я тянул время - год, два. Я боялся, что, если переведусь на заочное, мной заинтересуется армия, а это в мои планы не входило. Родители сначала напоминали, что неплохо бы сходить в библиотеку, отксерокопировать лекции, взяться за ум, но я был уже поглощен работой. Потом снял квартиру и, конечно же, не стал перевозить туда старые учебники и конспекты лекций. О том, что я студент, напоминал только студенческий билет, когда я иногда натыкался на него где-нибудь среди рекламных брошюр нашей продукции.
А в этом году близкий друг моих родителей, преподаватель того же вуза, напомнил им о переходе университета на Болонскую систему "4 + 2" - магистратура и бакалавриат. Все отлично, вот только я в нее не попадаю. При таком раскладе учиться придется еще год, чтобы получить диплом. И платить за учебу целый год, поскольку я учился на платном отделении.
Когда я пришел в деканат, они встретили меня как родственника, который давным-давно уехал за границу, а тут неожиданно вернулся. Они готовы были простить мне мои прогулы и тройки, а также мой академ.
У меня было две недели на сдачу госэкзаменов и еще две недели - на написание диплома. Я взял отпуск на работе - мне пошли навстречу - и взялся за подготовку. Сам удивился, сколько мы успели пройти за пять лет, некоторые предметы я вообще не помнил, чтобы нам их преподавали! Но я сдал экзамены (думаю, преподаватели пошли мне навстречу, увидев зачетку с датой поступления - 2001 год), написал и защитил диплом. На пять!
Я был счастлив. А когда вернулся на работу, мне объявили, что в мое отсутствие сорвались два важных контракта. Поэтому в компании не стали меня дожидаться, а наняли нового человека. Как я понял, это был торговый представитель из разорившейся компании, хороший специалист. Моя компания воспользовалась ситуацией и быстренько "прикупила" себе спеца.
Теперь у меня есть диплом, но нет работы. И зачем мне теперь, спрашивается, этот диплом?
Вадим, Нижний Новгород
Мнение
Эльмира Давыдова, директор центра "Профгид"
- Раз уж Вадим оказался в такой ситуации, если он давно занимается не тем, на кого учился, то зачем было получать ненужный диплом? Сейчас у Вадима два пути. он может или вспомнить все, чему его учили в университете, и устроиться работать по специальности, тем более что по всей стране скоро пройдут выборы мэров и политологи нужны, или остаться торговым представителем: они востребованы даже в кризис.