Сериал «Никто не узнает», премьерный показ которого завершился на Первом канале, снимался три года назад. Еще не было не то что войны, но даже ковида. И это позволяет говорить о нем, не мучаясь сомнениями — мол, есть в телевизионном пространстве темы поважнее. Тогда же продюсерскую работу Валерия Тодоровского представили на фестивале «Пилот», и Евгению Брик, сыгравшую в нем главную роль, одну из последних в ее недолгой жизни, жюри назвало лучшей актрисой. Вне зависимости от плюсов и минусов проекта в целом сама она здесь действительно яркая. Констатируем это сразу для беспристрастности оценки.
Даша и Игорь (Кирилл Сафонов) в браке 15 лет. Он — высокопоставленный чиновник мэрии, она — успешный фотограф. У них для полноценного семейного счастья есть все. Кроме ребенка. Но ведь можно и без него. «Так ли уж плохо встретить старость вдвоем в своем бунгало на берегу лазурного моря?» — успокаивает Игорь переживающую жену.
У пары отличные друзья. Они знают друг друга сто лет. Мужчины гоняют в футбол, устраивают в бане мальчишники. Женщины тоже умеют оттянуться, не забывая посплетничать. Все вместе встречают праздники, радуются удачам друг друга, помогают пережить мелкие неприятности.
Но однажды, потеряв на улице сознание, Игорь вынужден обратиться к врачу, от которого узнает, что из-за проблем с сердцем осталось ему максимум три года. И тут вопрос о ребенке начинает мучить самого мужчину. Что останется после него? Что будет его продолжением? Не дорогая же недвижимость. Но есть проблема: герой бесплоден. И тогда он предлагает Даше сделать ЭКО. А чтобы не возникло проблем с наследственностью, в качестве донора выбрать как раз кого-то из друзей — таких умных, породистых, здоровых. Определиться с кандидатом ей надо самой, а во избежание психологических сложностей — сохранить его имя в тайне. После некоторых колебаний она соглашается. Процедура завершается успешно.
Все это происходит в первых сериях. Чем не начало для классической мелодрамы, столь любимой каналами с женской аудиторией? Ни один образец данного жанра не обходится у нас без беременностей. Причем случаются они всегда неожиданно и некстати. Вот несколько классических ситуаций. Едва только Золушку из провинции бросает богатый столичный негодяй, как тут же выясняется: бедняга в интересном положении. Стоит положительному недотепе, влюбившемуся в невинное создание, распрощаться с алчной стервой-женой, та «осчастливливает» пока еще законного супруга положительным тестом. Когда юное дарование наконец-то утверждают на главную роль, тут же следует «залет». И так далее. Сериальные беременности влекут за собой нечеловеческие страдания, ломают судьбы. А главное — служат мотором для активного развития сюжета.
Мелодрама «Никто не узнает» тоже полна страстей. Дашина тайна не спасает Игоря от ревности, он пытается угадать, кто донор, а вычислив, приходит к выводу, что его жену связывает с тем не только медицинская пробирка. И начинает мстить. Более того, оказываясь своеобразным триггером, беременность героини прямо или косвенно вынуждает всех центральных персонажей пересмотреть свою жизнь. Счастливые семьи оказываются несчастными. Каждая, конечно, по-своему. В их — полная чаша — домах обнаруживаются шкафы со скелетами разной степени свежести. Будучи на седьмом месяце, Даша после отвратительного скандала, устроенного мужем, уезжает в другой город...
Если бы все это добро было помещено в четыре серии, то сериал оказался бы вполне уместным в линейке выходного дня на «России 1». Но у режиссера Алены Званцовой, написавшей сценарий к «Оттепели» и снявшей «Частицу вселенной», их восемь. Что же происходит в «добавленное время»? А ничего. Герои бесконечно рефлексируют во время длинных проходов по ночной Москве, медленно напиваясь в сумраке элитных баров, ведут диалоги как бы о смысле жизни, но вместе с тем — ни о чем... Самое время вспомнить другого классика: «Люди пьют чай, а в это время рушатся их судьбы».
У массового зрителя такой художественный ход вряд ли вызовет одобрение. Он привык к тому, что на экране все время что-то происходит. Пустые же разговоры, по его мнению, — удел пресыщенных и никчемных представителей среднего класса и артистической богемы. Баловни судьбы, никчемные люди, зацикленные на своих переживаниях и неспособные к быстрым и решительным действиям. Слушать их неинтересно, сочувствовать нечему.
А по большому счету именно такие они и есть. Когда сериал только начинали снимать, он носил название «Дети». Это не из-за Дашиной мечты о ребенке и не из-за проблем с младшим поколением в семьях друзей. Нет, дети — вся эта компания. Они идут по жизни легко, им часто сопутствует удача, темные полосы быстро забываются. Привыкшие к определенному уровню комфорта, они не задумываются о том, что будет дальше. Шаги, которые могут оказаться судьбоносными, совершают играючи. Они инфантильны до мозга костей. Такое бывает, особенно в последние десятилетия. Теперь социологи возраст молодости продлили почти до 40 лет. Столько и героям Званцовой...
А тут вдруг — бац! — кризис среднего возраста со всеми его переоценками ценностей. И хоть бы кто предупредил...
Герои, конечно, переживут его как умеют. Под рефлексию и пустые диалоги. А в конце, когда несчастье вновь соберет их вместе, скажут, подобно чеховской же героине: «Мы отдохнем!» Сериал «Никто не узнает» — про это. Но он — для тех, кто понимает.